Моральность, религиозность, социальность в философии М. Вебера

[159]

Рассуждая о моральности и религиозности современного общества, нельзя не вспомнить Макса Вебера, который полагал, что существуют две основные линии, благодаря которым можно охватить весь исторический процесс развития общества — это солидарность, основанная на[160] идеях интереса и нравственный порядок, основанный на вере в законность. Главным же консолидирующим фактором в обществе является социально-ориентированное поведение людей. Все виды человеческой деятельности внутри общества Макс Вебер разделил на четыре типа социальных отношений: 1) традиционный, основанный на обычаях и привычных образцах поведения. Значимость этого типа поведения связана с тем, что к нему близка большая часть обычного, повседневного поведения людей; 2) целерациональный, который характеризуется использованием разнообразных средств для достижения цели. Определяющим здесь выступает ясность и однозначность осознания действующим индивидом своей цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами её достижения; 3) рациональный с точки зрения используемых средств, но нерациональный с точки зрения цели. М. Вебер называет его ценностно-рациональным. Такие отношения всегда подчинены определенным требованиям, в выполнении которых индивид видит свой долг. Осознанность направленности действия на определенные ценности, последовательность их реализации в поведении придает этому типу рациональный характер; 4) аффективный, продиктованный эмоциональными побуждениями.

М. Вебер, таким образом, рассматривал общество как обусловленную социальными закономерностями совокупность социальных отношений. Тенденцию самого исторического процесса он видел в движении в сторону целерационального действия, где рационализация выступает как систематическое вытеснение иррациональных, ценностных, аффективных и традиционных компонентов действия.

Типы обществ Макс Вебер различает по следующим параметрам: форме собственности, преобладающей технологии, рынку рабочей силы, способам экономического распределения, распространенным мотивациям. Традиционными М. Вебер называет все прежде существующие типы обществ. Важнейшим признаком традиционных обществ является отсутствие в них господства формально-рационального хозяйства. Хозяйство руководствуется не только экономическими, но и внеэкономическими критериями — традицией, ценностями. При таком функционировании экономики удовлетворяются потребности общества в целом и вместе с тем не нарушаются некие общепризнанные этические нормы. Формально-рациональное хозяйство, в свою очередь, ориентируется только на рентабельность и не признает внеэкономических регуляторов. Формально-рациональный характер капиталистической экономики означает ее[161] автономию по отношению к человеческим потребностям, удовлетворение которых составляет цель хозяйственной деятельности в традиционных обществах. Наивысшей стадией развития общества Макс Вебер считал капитализм, как рациональность в наиболее конкретизированном виде. Здесь капитализм выступает как «идея капиталистической культуры», то есть культуры, где господствуют только интересы реализации частных капиталов. Основными факторами генезиса капитализма, по М. Веберу, являются не материальные, а духовные явления, из которых главное — протестантская религия, проповедующая неустанный труд, аскетическое поведение, благоразумие. «Аскеза действия находит свое выражение в миру, преобразуя его рационально, с помощью какой-либо профессии». Лишь аскетический протестантизм, по мнению М. Вебера, создал религиозные мотивы именно в сфере мирской профессии, так как ищет религиозного спасения в рационализированном осуществлении своего призвания. Все это в совокупности ведет к накоплению капитала, развитию торговли и предпринимательской деятельности, основанной на доверии и честности.

Наиболее полное развитие этот тезис получил в работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Предпосылкой рациональной организации хозяйства, рационального отношения к труду, преобразующего экономическое поведение людей, является, по мнению М. Вебера, «капиталистический дух», то есть определенный склад мышления хозяйствующих субъектов, характеризующийся переосмыслением традиционного понимания аскезы. Вместо внемирской аскезы (мистического созерцания) утверждается и укореняется в народном сознании идея внутримирской аскезы, главным содержанием которой становится труд. На первый план теперь выступает «трудовая аскеза», т.е. аскеза, осуществляемая в процессе систематического повседневного труда. Социальным пространством, в рамках которого труд становится орудием упорядочивания человеческой души и рациональной организации жизненного поведения людей становится профессия, рассматриваемая как призвание, как личный призыв Бога. Индивид оказывается замкнутым в этом организующем его социальном пространстве.

М. Вебер, таким образом, ставит «капиталистический дух» в прямую зависимость от протестантизма, создавшего тип предпринимателя и рабочего, готовых самоотверженно трудиться за награду в ином мире, рассматривающих успех в профессиональной деятельности как знак[162] своей избранности и гарантию спасения. Успешность профессиональной деятельности аскетически ориентированного капиталиста определяется ее доходностью. Существенным свойством «духа капиталиста» является обязанность «идеального капиталиста» не только сохранить, но и приумножить имущество путем производительных затрат. Это моральный долг капиталиста по отношению к своему имуществу, которое он считает врученным ему Богом для приумножения и процветания. Такое поведение, по мнению М. Вебера, формирует новую социальную этику капиталистической культуры, выраженную в представлении о профессиональном долге, об обязательствах, которые каждый должен ощущать и ощущает по отношению к своей профессиональной деятельности. И как отмечает С. Булгаков, на которого «Протестантская этика» оказала большое влияние, «высшее благо для капиталистической этики состоит в увеличении богатства, рассматриваемого как самоцель. Своеобразная идея капиталистической этики о профессиональном долге перед имуществом и устанавливает этот особый капиталистический дух, без которого был бы невозможен современный капитализм. Его происхождение, поэтому связано не только с рядом объективных и отчасти технических перемен, но и с новым направлением творческой инициативы, личной энергии».

В дальнейшем победивший капитализм отбрасывает религиозные идеи, служившие ему опорой на стадии становления, сформировавшие «капиталистический дух», явившийся решающим фактором в развитии капиталистической цивилизации Запада. Этот капиталистический дух М. Вебер считает более существенным, чем накопление капитала или собственность на средства производства. Возникновение под влиянием религиозных идей специфического отношения к труду как к призванию и долгу было той основой, на которой сложилась систематизация и рационализация жизненного поведения. Достигший господства капитализм посредством экономического отбора, заключающегося в победе одного вида социального поведения и отношений над другим, воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов — рабочих и предпринимателей. В результате формируется современный «человек, подчиненный организации», который предрасположен к определенным видам практического рационального жизненного поведения, определяемого этическими представлениями о долге.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий