Ангелологическая символика православного храма в восточно-христианском богословии

[76]

Православный храм — это воплощение в зримых формах и образах христианского мировоззрения и вероучения. Важной частью православной теологии является ангелология. Как раздел христианской онтологии, учение об ангелах представлено в сочинениях многих христианских писателей. Опираясь на сведения Священного Писания, православные авторы многосторонне рассматривают особенности ангельского мира в различных богословских, дидактических и экзегетических произведениях. Особый интерес среди них имеют экзегетическо-литургические сочинения, в которых посредством аллегорий и символов описана система христианского мироздания. Одно из главных мест в ней занимают ангелы.
[77]

Среди экзегетическо-литургических произведений, посвященные разъяснению символического (мистико-аллегорического) 1 смысла образа православного богослужения, онто-ангелологические когниции наиболее полно изложены в сочинениях: Псевдо-Дионисия Ареопагита (конец V — начало VI века) «О церковной иерархии» 2, Софония, Патриарха Иерусалимского (VII в.) «О божественном священнодействии» 3, Максима Исповедника (VI-VII в.в.) «Тайноводство. О том, чего символами служат действия, совершаемые по чину Св. Церкви в богослужебном собрании (литургии)» 4, Германа I, Патриарха Константинопольского (VIII в.), «Последовательное изложение служб и обрядов, и тайное умозрение о значении их» 5, Симеона Солунского (XV в.) «Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных» 6, «О божественном храме и о служащих в нем» 7, «Ответы на некоторые вопросы, предложенные блаженному Симеону от архиерея» 8 и «О священстве к одному благочестивому монаху» 9, Марка Евгеника, митрополита Эфесского, (XV в.) «Изъяснение церковного последования» 10, Николая Квасилы, [78] архиепископа Солунского (XIV в.) «Изъяснение божественной литургии» 11 и Паисия, Патриарха Константинопольского (XVII в.) «Краткое изложение Божественной литургии» 12.

Эти произведения написаны в разное время, и символика православного храма и богослужения, представленная в них, имеет некоторые различия. Однако, для изучения семантики литургической ангелологии необходимо синтезировать все имеющиеся сведения о мистическом присутствии ангелов в храмовом пространстве в связи с богослужениями различных исторических периодов. При анализе этих данных, собранных воедино, появляется возможность обрести целостное представление о роли ангелов в православном храме и христианском мироздании.

Символический образ христианского мироздания воплощен в строении здания церкви, в мистическом пространстве которой значительное место занимают ангелы. Согласно христианскому учению понятие «храм» связано с несколькими мистическими образами и парадигмами. В произведениях авторов экзегетической литургики православная церковь являет собой «образ Бога» и «Началообраза» 13. Она «есть образ и подобие мира в целом его составе, состоящего из существ видимых и невидимых» 14. Храм «есть земное небо, в котором живет и пребывает пренебесный Бог» 15, и ее пространство вмещает в себя «божественный дом» 16.

Разъясняя символическую структуру православной церкви, христианские писатели предоставляют разные варианты ее интерпретации. Многие из толкователей богослужения (Софоний Иерусалимский, Максим Исповедник, Симеон Солунский) видят ее двухчастной, состоящей из наоса — видимого «дольнего» мира, и алтаря — невидимой духовной сферы бытия 17. Вместе с тем здание храма имеет троичную структуру, которая знаменует Св. Троицу [79] и трехчастное строение небесной и земной Иерархии 18. В учении Симеона Солунского здание церкви делится на преддверье храма — его земную часть, сам храм, символизирующий «небо» и алтарь, который «превыше небес» и является «пренебесной» сферой 19.

В мистическом пространстве храма алтарь представляет собой главное место пребывания ангелов, которое христианские писатели именуют образом «пренебесных горних (обителей)» 20 и образом «первого неба» 21 находящемся «превыше небес» 22. Внутреннее пространство алтаря делится на несколько символических частей и включает разные священные предметы. Соответственно небесной сфере форма алтаря имеет очертания полукружия. Алтарный свод символизирует в трактовке Софония Иерусалимского образ «первого неба», а свод над остальной частью церкви представлен как «видимое небо», на котором горящие кадила воспринимаются как звезды 23. Конха символизирует Вифлеемскую пещеру 24, над которой по сведениям Евангелия во время рождества Иисуса Христа пели ангелы (Лк.: 2,14).

При рассмотрении богослужебной «топографии» храма с точки зрения ангелологии, согласно экзегетической литургике, главнейшей святыней алтаря является жертвенник или святая трапеза, которая в этих произведениях называется так же и престолом. В христианском учении, как пишут Софоний Иерусалимский и Симеон Солунский, жертвенник символически «соответствует» «пренебесному и мысленному жертвеннику» 25, так как «указует на Владыку Неба, почему престол и называется святым святых, седалищем, местом и упокоением Божиим, очистилищем, местом великого жертвоприношения, гробом Христовым и селением славы Его» 26. Здесь Бог пребывает в окружении ангелов, душ святых и земных священнослужителей, которые как и небесные силы служат Всевышнему. В этом служении воплощается [80] онто-теологическая идея о сохранении целостности евангельского учения, с помощь которого Иисус Христос собрал со всех концов вселенной единую христианскую Церковь и соединил ее с ангелами.

Образы ангелов символически запечатлены в ступенях престола и сопрестолья, в которых, по мнению Симеона Солунского, воплощена идея восхождения чинов небесной Иерархии. По описанию этого автора рядом с престолом находилась завеса, которая обозначала небесную скинию, где пребывают сонмы ангелов и святые.

Пространство алтаря и наоса в византийских православных храмах ранее отделялось не иконостасом, а космитом, представляющим собой сооружение с фризом и карнизом, на котором помещались деисусные иконы Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя, ангелов и апостолов. Изображения этих святых, как пишет Максим Исповедник, предназначены раскрывать образы тех, кто «обитает» в Святилище, в мире горнем, где находятся «вышние силы» 27. В космите, расположенном на границе двух мистических зон храма, по мнению Симеона Солунского, воплощена христианская догма о «союзе любви» и единении «во Христе святых, сущих на земле, с горним».

Кроме алтаря в пространстве христианского православного храма с образами ангелов связан амвон — возвышение для чтения Евангелия, Апостола, Псалтыри и произнесения проповедей. В рамках экзегетики амвон представляет собою камень, на котором, согласно Евангелию, около гробницы Иисуса Христа сидел ангел и возвещал женам-мироносицам о воскресении Спасителя (Мф.: 28,2-7; Мк.: 16,5-6; Лк.: 24,4-6). Ступени амвона в толковании Софония Иерусалимского знаменуют лестницу Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы (Быт.: 28,11-12). Особо в связи с присутствием ангелов в православном богослужении отмечены места для оглашенных — тех, кто еще только готовится стать христианином. По мнению Софония Иерусалимского это место около дверей церкви напоминает об ангелах, «которые не сходят на землю, но с небес приникают к совершаемым на земле священнодействиям».

Согласно семантике литургии основное проявление ангельских сил происходит во время священнодействий, так как именно в них заключено главное предназначение храма. По словам Симеона Солунского, храм, «хотя и из вещества слагается, но имеет в себе премирную благодать: потому что освящается таинственными молитвами от архиерея, помазуется божественным миром, после чего весь становится жилищем Божиим» 28. В экзегетических произведениях христианских писателей (Марка Евгеника, Симеона Солунского) сообщается, что к совершаемым в храме таинствам, особенно к таинству евхаристии, всегда желают «примкнуть» ангелы, которые во множестве [81] присутствуют на богослужении. Во время литургии, по мнению Максима Исповедника, они в присутствуют храме и «всякий раз записывают входящих, возвещают (о них) Богу и молятся за них 29. В соответствии с православными догмами церковь едина как для земных, так и для небесных творений Бога, и именно в ней происходит общение с Ним и людей и ангелов. Различие состоит только в том, что на уровне небесных сил все совершается без «завес» и символов, как повествует Симеон Солунский, а на земле через символические образы и предметы. Особое внимание к этому феномену уделено в произведении Псевдо-Дионисия Ареопагита, который подробно разъясняет причины его существования. В сочинении «О церковной Иерархии» он пишет, что «высшие нас сущности … бестелесны, и священноначалие у них мысленное и премирное. А наше священноначалие мы видим преисполненным, подобно нам самим, разнообразия чувственных символов, при помощи которых мы, в свойственной нам мере, священноначальственно возводимся к единому обожению, к Богу и божественной добродетели»  30. Ангелы, поэтому, воспринимают мысль так, «как она слагается», а человек способен достигать трансцендентных интуиций только через чувственные образы, что связано с дуализмом человеческой природы. В силу того, что небесные силы наиболее приближены к Богу, и им Он открывается «яснее и мысленнее», задачей ангелов является просвещать людей и помогать им в осуществлении церковных священнодействий.

Таким образом, согласно экзегетико-литургическим произведениям восточно-христианских писателей ангелы имеют огромное значение в символико-мистическом пространстве православного храма и играют существенную роль в свершении богослужения. Из исследования церковно-богослужебной семантики храма следует сделать вывод, что литургическая ангелология составляет важнейшую часть как учения об ангелах, так и православной онтологии в целом.

Примечания
  • [1] См.: Епископ Макарипольский Николай (Коржухов). Введение в литургику. М. Свято-Филоретовская московская высшая православно-христианская школа. 1997. С. 25.
  • [2] Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1855. Т.1. С.9-260.
  • [3] Софоний, Патриарх Иерусалимский. О божественном священнодействии // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1855. Т.1. С.265-288.
  • [4] Максим Исповедник. Тайноводство. О том, чего символами служат действия, совершаемые по чину Св. Церкви в богослужебном собрании (литургии) // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1855. Т.1. С.293-352.
  • [5] Герман, Патриарх Константинопольский. Последовательное изложение служб и обрядов, и тайное умозрение о значении их // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1855. Т. 1. С.357-462.
  • [6] Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1856. Т.2.
  • [7] Симеон Солунский. О божественном храме и о служащих в нем // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1857. Т.3 С.5-115.
  • [8] Симеон Солунский. Ответы на некоторые вопросы, предложенные блаженному Симеону от архиерея // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1857. Т.3 С.143-224.
  • [9] Симеон Солунский. О священстве к одному благочестивому монаху // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1857. Т.3. С.225-248.
  • [10] Марк Евгеник. Изъяснение церковного последования // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1857. Т.3. С.251-286.
  • [11] Николай Квасила. Изъяснение божественной литургии // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1857. Т.3. С. 389-426.
  • [12] Паисий, Патриарх Константинопольский. Краткое изложение Божественной литургии // Писания Св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. 1857. Т.3. С.429-452.
  • [13] Максим Исповедник. Ук. соч. С.300, с..303.
  • [14] Там же. С. 304. Подобное высказывание имеется в сочинениях Симеона Солунского: «Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных», с. 183; «О божественном храме и о служащих в нем», с. 10.
  • [15] Герман, Патриарх Константинопольский. Ук. соч. С.357.
  • [16] Там же. С.358. Подобное высказывание имеется в сочинениях Симеона Солунского: «Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных». С.176.
  • [17] Софоний, Патриарх Иерусалимский. Ук. соч. С.268; Максим Исповедник. Ук. соч. С. 305; Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных. С.193.
  • [18] Изложению особенности строения христианского мироздания посвящены сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита. 1) О небесной иерархии. Спб., 1997. 2) О церковной иерархии.
  • [19] Симеон Солунский. О божественном храме и о служащих в нем. С.11.
  • [20] Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных. С. 183
  • [21] Софоний, Патриарх Иерусалимский. Ук. соч. С.268
  • [22] Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных. С. 135.
  • [23] Софоний, Патриарх Иерусалимский. Ук. соч. С.268.
  • [24] Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных. С.193.
  • [25] Софоний, Патриарх Иерусалимский. Ук. соч. С.267.
  • [26] Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных. С. 135. О божественном храме и о служащих в нем. С. 11.
  • [27] Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и о таинствах церковных. С 191.
  • [28] Симеон Солунский. О божественном храме и о служащих в нем. С. 10.
  • [29] Максим Исповедник. Ук. соч. С. 338.
  • [30] Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. С.11-12.

Похожие тексты: 

Комментарии

Ангелологическая символика православного храма в восточно-христианском богословии

Аватар пользователя неизвестный автор
неизвестный автор
пятница, 17.12.2004 14:12

Прежде всего, хотелось бы отметить, что в изложении данной работы использовано много терминов не ясных простому (непосвященному) читателю. Так же некоторые ссылки необоснованны

Добавить комментарий