Грани украинского барокко: Восток и Запад (на материале архитектуры)

XVII век и первая половина XVIII века в эволюции славянских культур в целом представляют собой особый этап исторического развития: в это время наряду с сохранением традиций средневековья и Ренессанса зарождается и достигает кульминации комплекс историко-культурных и философско-эстетических явлений, получивший название барокко. Барокко в славянских странах — составная часть общеевропейского культурного процесса.

Начиная с 30-х годов XVII века и до конца XVIII барокко определяет своеобразие духовной жизни и украинского народа (хотя следует отметить, что барочные черты прослеживаются ещё с конца XVI века, как и в ведущих западноевропейских странах). Более того, исследователи украинской культуры (Д. Антонович, Д. Чижевский, А. Макаров, В. Цвиркун, М. Алексеевец), определяя культурообразующие эпохи, наиболее значимые для формирования культурно-исторического типа украинца, наряду со средневековой культурой Киевской Руси выделяют культуру барокко.

Специфика формирования украинского барокко заключается в следующем:

  1. На ее развитие нельзя наложить схему, согласно которой барокко с готикой и романтизмом противопоставляются романскому стилю, Ренессансу и классицизму. В Украине нет элементов реставрации готики, поскольку, сама готика не развивалась, в то же время украинское барокко не трансформировалось в рококо как самостоятельную стилистическую систему — в отличие от стран западной Европы (Юдкин І.М. Історичні художньо-стильові системи // Українська художня культура.- К.,1996).
  2. Научным и интеллектуальным центром в этот период становится Киево-Могилянская академия, первый восточнославянский университет, в котором был заложен теоретический фундамент поэтики барокко. Философским системам профессоров Киево-Могилянской академии присущ сложный синтез европейских социальных течений (гуманизма, реформации, раннего просветительства) и автохтонной культуры, которая основывалась на традициях княжеского периода (Горський В. Історія української філософії. — К., 1997; Українське барокко: Матеріали І конгресу Міжнародної асоціації україністів. — К., 1993).
  3. С культурными процессами, происходившими в XVII-XVIII веках, неразрывно связано политическое становление казачества. Образовавшись в XV в. как военная организация, задачей которой была защита населения на пограничных землях от нападения крымских татар и османской Турции, к XVII веку казачество становится защитником украинского народа от национально-религиозного и социально-экономического гнёта, а также носителем нового художественного вкуса, что отразилось в распространенном термине «казацкое барокко» (Макаров А. Світло українського бароко. — К., 1994).
  4. Идеологическая основа барокко — мировоззрение Нового времени, которое формировалось под влиянием социально-политической обстановки и в Центральной, и в Восточной Европе XVII — XVIII вв. В этот период украинский народ ведет борьбу за национальное государство, экономическую свободу, политические и гражданские права. Территория Западной Украины — Правобережье — входит в состав Речи Посполитой, а на Левобережье располагается самостоятельное государство — Гетманщина, которое после 1654 года вошло в состав Российского государства.
  5. Для понимания специфики украинского барокко важно учитывать конфессиональные особенности в Украине того времени: Правобережье — католическое по вероисповеданию, Левобережье — православное.

Комплекс исторических, социально-политических, религиозных причин сказался на неоднородности украинского барокко: на западных землях на него влияло западноевропейское, польское, белорусское барокко, которое переплеталось с народными традициями; на восточных — черты западноевропейского и русского наложились на автохтонное культурное наследие. Национальное своеобразие украинского барокко проявилось более всего в рамках христианского мировоззрения восточного православного обряда. Этот стиль и называют «казацким барокко». В Украине барокко развивалось в произведениях архитектуры, живописи, монументально-декоративного искусства, в книжной гравюре, поэзии, драматургии и музыке.

Обратимся к архитектуре. Если западноевропейское барокко характеризуется как синтез Возрождения и средневековья, то в архитектуре украинского барокко ощущаются реминисценции византийских мотивов архитектуры Киевской Руси; барочная причудливость форм здесь уравновешивается чистыми плоскостями стен — стена соединяет, доминирует, обеспечивает общую гармонию элементов, благодаря этому во всем царит мера и такт. Архитектура украинского барокко отражает радость, праздничность, ощущение душевного спокойствия наряду с динамикой (экспрессией, контрастностью, декоративностью, триумфальностью). И в западноевропейском, и в украинском барокко храм является частью архитектурно-ландшафтного ансамбля. Показательным в этом отношении на Украине являются монастыри — Михайловский и Выдубецкий в Киеве, Воздвиженский в Полтаве, Троицкий в Густине. Большое внимание в композиции ансамбля уделяется вертикальным акцентам — высоким колокольням. Ордер привлекает украинских мастеров не конструктивной логикой, а декоративными возможностями: колонны, пилястры не тектонические, а декоративные.

Кроме региональных особенностей, существовали отличия в архитектуре Западной и Восточной Украины. На Левобережье по планово-пространственной структуре в это время были распространены два типа православных храмов — трехнефный с глубинно-высотным раскрытием внутреннего пространства (базиликальный тип, восходящий к традициям древнерусской архитектуры) и трёхчастные или крестовые одно-, пяти-, девятикупольные на основе народной традиции деревянного зодчества с высотным раскрытием внутреннего пространства. Первый тип восходит к восстановленным в XVII веке древнерусским святыням крестово-купольного типа: после восстановления они были одеты в барочную одежду – надстроены верха, пристроены приделы, украшенные декором. Так, например, в соборе Троицкого монастыря в Чернигове сочетаются традиции древнерусской (трехапсидный в плане пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный характер интерьера, башни перед западным фасадом, элементы декора).

Наиболее выразительные черты украинского барокко проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому времени распространённых. Их называют казацкими соборами. Особенностью казацкого храма является отсутствие чётко выраженного фасада. Он одинаков со всех четырёх сторон и одновременно повёрнут ко всем частям света. В этом воплощена не только демократическая идея, но и сложное ощущение единения конечного и бесконечного в безграничной сложности всего сущего. Всё это может почувствовать и пережить каждый, кто попробует, например, обойти казацкий собор в Нежине или Выдубецкий монастырь в Киеве. Сколько бы вы не шли под его стенами, он всё время как будто поворачивается вокруг своей оси, оставаясь одинаковым и неизменным везде и всегда. Обойти его невозможно так же, как пережить вечность или преодолеть бесконечность. Каждая такая попытка заканчивается дезориентацией на местности. Иначе говоря, казацкий собор — иррациональный образ мира, воплощенный в камне. Таковы Троицкий собор в Густине, Преображенский в Изюме, Юрьевский в Выдубецком монастыре в Киеве.

В XVII — XVIII вв. большое количество монастырей, преимущественно католических, строится в Галиции, на Волыни, Подолье. В основе композиции католического собора лежит латинский крест, ярко подчёркнута продольная ось, ведущая к алтарю, что направлено на глубинное раскрытие внутреннего пространства. Центральный вход на западном фасаде, как правило, подчёркнут двумя башнями. Определённость расположения входа обусловлена необходимостью наиболее полного восприятия пространства, разворачивающегося вглубь по горизонтали Запад-Восток. В этом ощущается влияние архитектуры Италии, Польши и Австрии, что можно отметить в таких произведениях зодчества, как Николаевский, Доминиканский костелы во Львове, собор Святого Юра во Львове, Успенский собор Почаевского монастыря на Тернопольщине.

Несмотря на региональные и конфессиональные особенности памятников украинского барокко, в них явственно просматривается единство большого стиля, которое обеспечивается как ментальным единством народа, так и вписанностью украинской культуры того времени не только в восточнославянский, но и в общеевропейский контекст.

Похожие тексты: 

Комментарии

Добавить комментарий