Цель и смысл образования

Вопросы, которые рассматриваются в данной статье, занимают меня давно. В чем цель образования, смысл жизни, какая связь между образованием и сущностью творчества. Эти вопросы не просто были поставлены рядом, а находились в связи друг с другом и с неким общим идейным центром.

Традиционное образование крайне затрудняет процесс освобождения сознания. Конформизм ведет к посредственности. Быть не таким, как все, не поддаться воздействию среды не просто, пожалуй, даже опасно, особенно, когда необходим успех. Желание успеха, стремление к наградам, будь то в материальной или в так называемой духовной сфере, стремление обезопасить себя и близких, жажда комфорта, все это сглаживает углы, снижает степень восприятия и порождает страх. А страх приводит к искажению реальности. Так со временем скудеет ум и остывает сердце.

Стремясь к покою, мы находим укромный уголок и уже боимся выйти из укрытия. Страх перед жизнью, страх борьбы и новых испытаний убивает в нас дух поиска. Все наше воспитание и образование заставляет нас бояться быть непохожими на других, бояться противоречить общественному мнению и посягать на ложных кумиров и традиции.

Образование — это не просто обучение. Обучение приносит умение, но не дает полноты восприятия. Обученный ум — всего лишь продолжение прошлого, такой ум не способен открыть новое. Поэтому для того, чтобы определить, каким должно быть правильное образование, нам нужно выяснить, в чем заключается смысл жизни.

Многие из нас не придают значения поиску смысла жизни. Образование, подсовывая нам второсортные ценности, попросту делает из нас специалистов в некоторых областях знаний. И, хотя знания и умения необходимы, чрезмерное акцентирование их важности приводит лишь к смятению и разногласиям.

Существующее образование приспособлено к индустриализации и к войне. Его главная цель — развивать умение. Оно затягивает нас в машину жестокой конкуренции и взаимного уничтожения. Если образование ведет к войне, если оно учит нас убивать, чтобы не погибнуть самим, разве оно не скомпрометировало себя полностью?

Для осуществления идеи правильного образования мы должны ясно осознавать, в чем заключается смысл жизни. Поэтому важно мыслить не вслед за кем-то, а прямо и честно. Познание жизни есть познание самого себя, и в этом заключается начало и конец образования.

Страх уйдет, стоит нам познать себя. Поскольку человек всегда ведет борьбу за жизнь, раз он всегда поставлен под удар, он должен быть невероятно гибким, а значит быть свободным от догм, стереотипов, привычек.

Образование должно помочь нам приобрести незыблемые ценности. Тогда нам больше не удается цепляться за формулировки или выкрикивать бессмысленные лозунги. Оно должно помочь решить национальные и социальные проблемы, вместо того чтобы усиливать вражду между людьми. Но, к сожалению, образование делает нас услужливыми, а наши действия бессмысленно автоматическими. Развивая интеллект, внутренне мы остаемся неполноценными и творчески бесплодными.

Что же хорошего в образовании, если мы, — сколько живем столько и боремся друг против друга? Все эти непрекращающиеся войны заставляют нас думать, что, очевидно, есть что-то в своей основе ложное на том пути, по которому мы направляем своих детей.

Любая система, как политическая, так и система просвещения, не может измениться по нашему желанию или по волшебству. Они преобразуются, когда произойдет переворот сознания у каждого из нас. Ведь важен человек, а не система. И до тех пор, пока все не поймут, что они часть общего процесса, ни одна система, ни правая, ни левая, не сможет дать гарантий порядка и мира человеческому обществу.

Все мы продукт образования и окружения. Стремимся лишь к личной выгоде, и боремся лишь за себя, старательно прикрывая это громкими словами и не прекращая работать на общество, основанное на эксплуатации и запугивании. Такое обучение неизбежно принесет страдание как нам самим, так и всему миру, поскольку это создает у каждой личности те психологические барьеры, которые разъединяют и настраивают людей друг против друга.

Невежественный человек не тот, кто не учился, а тот, кто не познал самого себя. Познание приходит только изнутри, когда прозревший человек включается во всеобщий поток жизни. Итак, образование по существу является самопознанием. У каждого из нас есть все необходимое для полноты существования.

То, что мы называем образованием, является лишь сбором сведений, доступных каждому, только бы умел читать. Такое обучение нам предлагает спасаться бегством от самих себя. И это бегство приводит лишь к увеличению страданий. Все наши трудности не более чем результат неправильного отношения к вещам, идеям, к людям. И до тех пор, пока мы в них не разберемся, простое обучение, сбор фактов, приобретение каких-то навыков будут вести нас лишь к хаосу и поражению.

Как принято, мы посылаем учиться наших детей в школах технике, чтобы потом они могли зарабатывать на жизнь. Мы стремимся, прежде всего, сделать из них специалистов, надеясь, что это принесет им обеспеченность. Но разве развитие техники поможет нам познать себя?

Конечно, надо уметь читать и писать, можно стать инженером или кем-нибудь еще. Но разве техника дает нам возможность воспринимать жизнь? Вне сомнений, техника вторична. И если она — то, к чему мы стремимся, то мы, бесспорно, себя обкрадываем. Большая и лучшая часть жизни нам становится недоступна.

Ведь жизнь это радость и горе, красота и безобразие, любовь. И лишь когда мы осознаем это целиком и полностью, то понимаем, даем свою собственную технику. Идти же от противного неверно. Одна лишь техника не приведет нас к творчеству.

Безусловно, технические знания необходимы, но они не решают наших внутренних проблем. И именно потому, что технические знания развивались отдельно от общечеловеческих, техника стала орудием массового уничтожения. Без любви в сердце человек, умеющий расщеплять атом становиться чудовищем.

Молодости свойственна прямота и откровенность. И старшие, если они понимают и ценят эти качества, помогут молодым преодолеть те трудности, которые создает им общество, и те, которые они создают сами себе. Если детский ум и сердце не изуродованы религиозными предрассудками и предубеждениями, ребенок свободно может сам придти к пониманию всего того, что существует над ним и вокруг него.

Если старшие смогут научить детей по мере того, как они растут, четко и беспристрастно думать, любить и не быть враждебными. Но если мы сами все время грыземся друг с другом, если мы не в силах переделать себя и навести порядок и дать миру мир, то какова цена всех священных писаний и мифов всех религий?

Творческое состояние не возникает из конфликта. И правильное образование должно заставить человека решить свои проблемы, а не воспевать пути ухода от реальности. Оно должно помочь ему понять и устранить противоречия, тогда лишь и возникает творческое состояние.

Искусство, не связанно с жизнью, ничего не стоит. Когда искусство далеко от нашей злободневной жизни, когда есть пропасть между инстинктивной жизнью и нашими усилиями выразить себя в словах, мраморе или на холсте, тогда оно выражает наше бессознательное желание не признавать реальность существующего. Пройти над пропастью, особенно для тех, кто одарен и обладает техникой, невероятно трудно. Но эту пропасть нужно перейти, тогда жизнь станет полноценной, а искусство — средством полного самовыражения.

Наш ум умеет создавать иллюзии. Стремиться к вдохновению, не понимая, что это такое, значит вводить себя в самообман. Ведь вдохновение приходит, когда мы открыты и спокойны, а не тогда когда нам нужно. Попытки вдохновиться, стимулируя себя любыми способами, приводят лишь к галлюцинациям.

Когда нет представлений о смысле жизни, способности то, талант лишь развивает в личности преувеличенное мнение о себе и усиливает ее пороки. И человек начинает считать себя существом особым, высшего разряда. Все это может принести только вред и может стать причиной бесконечных стычек и страданий, «я» (совокупность многих сущностей, враждующих друг с другом, «я» (поле битвы конфликтующих желаний, центр непрерывной драки «мое (и «не мое». И до тех пор, пока мы ценим личность, все эти «я» и «мне», — все больше будет возрастать конфликт между нами и всем миром.

Настоящий художник выше личностного тщеславия и честолюбия. Владея даром выразить самого себя, быть в то же время пленником мирских желаний — значит вести жизнь, полную противоречий и борьбы. Ведь если близко к сердцу принимать хвалу и поклонение, то эгоизм растет, как на дрожжах, и создается обо всем неправильное представление. А поиски успеха в любой области становятся ущербом для духовных качеств.

Любое пристрастие или талант ведущие к самоизоляции, любая форма самоутверждения, как бы она не вдохновляла, губят восприимчивость и делают нас бесчувственными. Восприимчивость утрачивается, когда талант служит для персонального выражения, когда становится важным «я» и «мое»: Я художник, Я изобретатель, Я писатель. Когда мы сознаем в каждом моменте все свои мысли и чувства, касающиеся наших взаимоотношений с людьми, вещами и природой, то наш ум становится открытым, гибким, не озабоченным стремлением к самозащите. Только тогда мы начинаем воспринимать все, безобразие и красоту, без всякого налета личности. Чувствительность, как к красоте, так и к уродству, приносит не привязанность, она приходит от любви, когда нет чувства внутреннего недовольства. Когда мы внутренне бедны, то ищем внешних доказательств нашего здоровья, власти и богатства. Когда наши сердца пусты, мы коллекционируем предметы роскоши. А если это нам не по карману, мы окружаемся вещами, которые нам кажутся красивыми, и так мы придаем им большое значение.

Дух накопительства не тоже самое, что и любовь к прекрасному. Он взывает желание быть в безопасности. А тот, кто в безопасности, теряет чуткость. Желание быть в безопасности рождает страх. Оно приводит к самоизоляции, которая стеной отделяет нас от других и ослабляет восприимчивость. Как бы прекрасна ни была любая вещь, со временем она теряет привлекательность. Мы привыкаем ко всему, и то, что приносило радость, становится для нас глупым и пустым. Прекрасное, как прежде, рядом, но мы уже не замечаем этого. И вот уже все затянуло ряской однообразного существования.

С тех пор как в нашем сердце поселился холод, мы позабыли, что такое доброта, не замечаем, как светят звезды, шелестят деревья, как небо отражается в воде. Нам нужно возбуждающее действие картин и драгоценностей, книг и бесконечных развлечений. Мы постоянно ищем новых ощущений, сенсаций, жаждем непрерывного разнообразия, дающего нам свежесть ощущений. И эта ненасытность новым и тщетные попытки ее удовлетворить делает наш ум и сердце слабым и глупым. Поскольку нас интересуют только чувственные наслаждения, то все, что мы назовем прекрасным или безобразным, на самом деле нам только кажется таким…

Когда мы осознаем ту пустоту, которая переполняет наш ум и сердце, и перестанем пользоваться возбудителями для того, чтобы хоть что-то ощущать, когда мы станем полностью открыты и восприимчивы, только тогда сможем обрести всю радость творчества. Культ внешнего без осознания внутреннего должен стать неизбежно, выстраивать именно те ценности, которые приводят человека к страданиям или гибели. Техническое мастерство может дать нам хорошую работу, но не приведет к творчеству. Но если есть чувство радости и творческого горения, то человек найдет способ выразить себя. И для этого его не придется обучать способам выражения. Если кто-то действительно хочет создать поэму, он ее создаст. А если при этом еще владеет техникой, тем лучше. Но зачем напрягаться, зачем искать новые средства выражения, если сказать нечего? Когда мы любим, мы не ищем сложных рифм, чтобы выразить любовь словами.

Только великие художники и писатели могут быть творцами.

Мы просто зрители, мы прочитываем горы книг, наслаждаемся изумительной музыкой, рассматриваем картины, но никогда напрямую не воспринимаем возвышенного. Доступ к возвышенному мы получаем только через поэму, полотно, только из уст какого-нибудь святого. Для того чтобы петь, мы должны иметь песню в сердце. Но, позабыв свою песню, мы гоняемся за певцами. Без посредников мы теряемся. Но мы и должны быть растерянными перед тем чтобы открыть что-нибудь. Наши открытия это и есть начало творчества. А без творчества, что бы мы ни делали, не может быть мира и счастья для людей.

Мы думаем, что счастье и творчество придут к нам, если мы овладеем техникой, методом, стилем. Но радость творчества, доступна нам лишь при наличии внутренней полноты, которую достичь системой невозможно. Самосовершенствование, которое всего лишь разновидность нашего стремления обезопасить «я» и все «мое», не творчество, в нем нет любви к прекрасному. Творчество становится доступно человеку, когда он постоянно следит за ходом своих мыслей и видит все помехи, которые его же ум выстраивает для себя.

Способность к творчеству исходит из самопознания, но самоосознание не божий дар. Можно жить творчески, не обладая каким-либо особым талантом. Творчество — это состояние, когда наш ум свободен от навязчивых желаний и требований их немедленно удовлетворить.

Жить в творчестве — это не значит просто создавать поэмы, статуи или детей. Это такое состояние, в котором человеку может приоткрыться истина. А истина приходит, когда нет мыслей, нет беспокойства о себе, когда ум отдыхает от власти собственных желаний, когда ум полностью спокоен, без принуждения или каких-нибудь уловок, когда приходит тишина, поскольку «я» бездействует, тогда приходит творчество.

Комментарии

Цель и смысл образования

Аватар пользователя Cezary
Cezary
суббота, 07.05.2005 16:05

Интересный текст,но цель и смысл образования для каждого индывидуальный.Офицер н.п. может учится имея в виде денги,другой смотря на Господя-Родину.И этот и тот могут быть отличными офицерами.И у каждого много мотивов каторые ведут к той же цели

Цель и смысл образования

Аватар пользователя Vika
Vika
понедельник, 08.08.2005 10:08

при чтетии стати все время хочется возразить, что не мы, и не все и не к личной выгоде, и уж точно не всего лишь продолжение прошлого, но начальные наши исследования говорят о том, что 60% опрошенных учителей главной целью образования считают знания.

Цель и смысл образования

Аватар пользователя Евгений
Евгений
четверг, 20.09.2018 10:09

Напомню: слово "образование" имеет источником широко известное библейское "человек создан по образу и подобию ..." Но, размышляя о Боге, мы должны признать, что он есть Истина (информация), Добро (любовь) и Красота. Поэтому глупо высказался наш бывший министр образования Фурсенко, посчитавший, что главная цель образования состоит в воспитании квалифицированного потребителя. Образование, ориентированное на информационную "накачку" человека, - это вовсе не образование. Интересно, что наши предки, а этому термину уже больше 300 лет, понимали суть слова гораздо глубже, чем большинство наших современников, включая, к сожалению, и учителей. Образованный человек - это, прежде всего, ТВОРЕЦ, а не какой-то там потребитель. И именно как творец он есть образ и подобие Божие.

Добавить комментарий