Этические и эстетические аспекты неоготики в русской художественной культуре

[21]

Для русской художественной культуры явление стиля «готики» необычно и многозначно. Готики в том смысле, который она имела для западноевропейской средневековой культуры, в русские Средние века не существовало, — она характерна для западной цивилизации. Возникнув в XII веке, западноевропейский готический стиль просуществовал в некоторых европейских странах вплоть до Нового времени. В России могли появиться лишь элементы готического искусства, частично заимствованные из стилистики экстерьера западноевропейского средневекового собора. Такие элементы, привнесенные на русскую почву, соединившиеся с русскими чертами архитектуры, обусловили эстетические особенности «русской готики».

В основе диалога культур лежит взаимодействие и взаимопроникновение различных пространств и времен, эстетических и этических норм, присущих данным культурам. Если в начале XVIII века русская культура и искусство только знакомились с культурным процессом, происходящим в Западной Европе в это время, то в конце века в эпоху сентиментализма, а затем и романтизма русские мастера, создавая свои произведения, пытались погрузиться в иное культурное пространстсво, непосредственно обращаясь к готическому средневековому наследию Западной Европы с его этическими и эстетическими особенностями сакрального искусства, что нашло выражение, прежде всего, в строительстве в России «готических церквей» (например, церковь Рождества Иоанна Предтечи (1776—1777) и Чесменская церковь (1777—1780) в Петербурге архитектора Ю. Фельтена). Этот процесс обращения к эстетическим и этическим аспектам художественной культуры западноевропейского Средневековья происходил в русле романтического ретроспективизма и выразился прежде всего в искусстве архитектуры не только культовой, но и усадебной.

Сентиментализм и романтизм в России были причиной возникновения в конце XVIII в. в архитектуре первого оппозиционного течения господствующему в искусстве классицизму — стиля ПСЕВДОГОТИКИ как первого периода НЕОГОТИКИ, которая стала в России первым неостилем и явилась предзнаменованием эклектики в архитектуре XIX века. Обращение к [22] средневековой западноевропейской готике в русской архитектуре во многом было обусловлено ее этическими и эстетическими особенностями. Стиль позднего Средневековья прекрасно охарактеризовал Н.В. Гоголь в своей статье «Об архитектуре нынешнего времени»: «…Готическая архитектура… есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека… величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость — это такие достоинства, которые никогда кроме этого времени не вмещала в себя архитектура».

«Русская готика» в конце XVIII века выступала преимущественно романтической декорацией со стилистическими чертами западноевропейского средневекового стиля, воздвигаемая в живописных местах загородных усадеб и парков для отдыха царственных особ, что было связано с распространившейся в дворянском сословии театрализацией жизни и быта.

Второй этап — неоготика XIX столетия — обусловлен появлением в России историзма и опирается на историческую и научную основу. Данный период неостиля характеризуется тем, что зодчие пытаются более достоверно передать формы средневековой готики, и тенденции готического стиля начинают распространяться шире: в архитектуре появляются определенные ощущения готического пространства, что находит выражение в оформлении интерьера и заполнении его различными готическими элементами, например, прорезными ширмами, спинками стульев, резными стенами (например, «Коттедж» (1826—1827) архитектора Адама Менеласа и Капелла святого Александра Невского (1829—1834), построенная Фридрихом Шинкелем, в Петергофе). Здесь уже можно говорить о предпринятой попытке «погрузиться» в готическую старину, прочувствовать атмосферу ее «небесной красоты и чистоты», «поиграть» временем и пространством. Само явление неостилей, характерное для XIX века, связано не только с расширением культурного пространства, это — сопряжение различных времен и пространств.

Третий этап готических тенденций — романтический предмодерн и модерн, совместившие достижения научной мысли и техники конца XIX — начала XX вв. с формами западноевропейской средневековой готики. Конструктивную систему готической архитектуры Средних веков можно сравнить с металлическими конструкциями рубежа XIX — XX веков. Для строительства этого периода характерно особое внимание зодчих к пространственному аспекту, только сейчас появляется попытка передать готическое пространство, опираясь на понимание его в Средние века, применяя на практике идею синтеза искусств. Возрождаемая готика не несет того этического и символического значения, как в эпоху Средневековья, тем не менее, архитекторам удается передать некий дух того времени через близость к конструктивно-декоративному и образному строю готической архитектуры (например, особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве (1893) зод- [23] чего Ф. Шехтеля и дом городских учреждений на Садовой ул. в Петербурге (1904—1906) архитектора А.Л. Лишневского).

Неоготика в культуре России характерна, в основном, для архитектуры и декоративно-прикладного искусства, стилистики интерьеров дворцов и усадеб царской семьи и дворянства с их склонностью к театрализации жизни и быта. Вместе с тем, она проявилась и в других видах искусства, например, в литературе Пушкин и Лермонтов обращались к средневековым мотивам в своих произведениях, в театре создавались декорации в «готическом» стиле, позднее готические элементы нашли выражение и в праздничной городской культуре.

Похожие тексты: 

Комментарии

Этические и эстетические аспекты неоготики в русской художественной культуре

Аватар пользователя webmaster
webmaster
понедельник, 17.05.2004 01:05

Касательно иллюстраций: К сожалению, мы размещаем тексты в том виде, в каком они опубликованы в печатном варианте или предоставлены автором. С иллюстрациями было бы, безусловно, лучше ;)

Добавить комментарий