Анализируя систему имени существительного, великий французский лингвист Гюстав Гийом (1883 – 1960) уделил чрезвычайно много времени изучению, казалось бы, формального элемента языка, лишенного самостоятельности в употреблении и места среди знаменательных частей речи, — артиклю, который он поставил в центр своей схемы языка как системы систем
Для визуального представления способа решения языком задачи по ограничению объема понятия, фиксируемого в речи актуализируемым именем (неопределенный и определенный артикли представляют имя как известное или неизвестное, а в рамках каждой из этих областей как имеющее общее или конкретное значение), ученый предложил схему бинарных тензоров, которая стала основой его векторной методики:
На схеме горизонтальные векторы обозначают движение мысли от общего к частному и от частного к общему; косые линии передают постепенное сужение или расширение объема понятия. Для придания имени объема понятия (абстрактное или конкретное) согласно интенции говорящего сознание останавливает движение артикля в фазе либо общего, либо конкретного значения. Схема Гийома дает эти остановки в виде вертикальных стрелок:
Центральное место в учении Гийома о языке как системе систем артиклю отводится не только в связи с возможностью эксплицитно представлять параметры актуализируемого имени, но, главным образом, потому, что, [30] утратив свое лексическое значение (материализацию субстанции) и являясь показателем некоторых формальных признаков имени, артикль приобрел новую субстанцию, представляющую собой одно из двух движений. В этих движениях и остановках в терминах языка закодирован путь, пройденный сознанием в процессе познания мира: от неизвестного к известному, от нерасчлененного (недискретного) к расчлененному (дискретному), от общего к частному, от конкретного к абстрактному. Однонаправленное необратимое движение. Гийом не только понял суть «словечка-реализатора», он сумел дать гениальную в своей простоте и продуманной завершенности схему действия артикля, наглядно иллюстрирующую его когнитивную природу.
Когнитивная схема движения мысли, предложенная ученым, может быть применена к описанию многих явлений (не только языковых), связанных с процессом мироосмысления. Так, она может быть использована как графическое изображение цепи мыслительных операций, соответствующих творческому процессу порождения и восприятия письменного текста. Если представить написание текста автором как процесс постепенного прорабатывания разнообразных вариантов будущего текста, вычленения одного замысла и воплощения его в конкретную словесную форму (движение от общего к частному), а чтение текста читателем как процесс непосредственного чтения текстового материала, вычленения фабулы, возникновения на ее основе общей идеи текста и трактовок смысла (движение от частного к общему), то схема порождения и восприятия текста будет выглядеть следующим образом:
Схема верна при условии, что письменный текст рассматривается как результат мыслительной деятельности автора и как отправная точка для деятельности читателя.
Однако представление осмысления текста личностями с самостоятельными мыслительными пространствами, сформированными в зависимости от бытия, невозможно без учета влияния этих мыслительных пространств. Поэтому, на наш взгляд, время осмысления текста автором и читателем включает и время становления их личностей (восхождения) [31] до момента работы над текстом, а схема, сохраняя в основе схему Гюстава Гийома, принимает вид:
Нижняя (векторная) линия схемы фиксирует временные отрезки, соответствующие различным событиям в жизни автора и читателя Верхние линии представляют соответствующие отрезкам времени процессы осмысления текста. Вектор 1 пуст, так как он относится к предшествующим автору поколениям, не принимаемым пока во внимание. Векторы автора: вектор 2 — время от рождения до возникновения желания зафиксировать свое видение мира (тонкая пунктирная линия); вектор 3 — время обдумывания и написания текста автором (сплошная жирная черта); векторы 4 — 6 — время бытия текста (двойная линия). Векторы читателя: вектор 4 — время от рождения до момента чтения текста (тонкая пунктирная линия); граница векторов 4 и 5 — момент прочтения текста (момент встречи автора и читателя) вектор 5 — время осмысления текста (толстая прерывистая линия). Вектор 6 — возможное написание текста-реплики (толстая стрелка). Однако существует сложнейшая проблема, которую мы попытались представить графически. Для того, чтобы приблизиться в процессе понимания текста к тому смыслу, который в него вкладывал автор, читателю необходимо мысленно «вернуться в прошлое» и постараться «присвоить себе» хотя бы частично то культурное пространство, в котором протекали жизнь и творчество автора текста. Только тогда понимание может быть полноценным. Такой «мысленный полет» в прошлое мы представили с помощью тонкой пунктирной линии со стрелками на концах, соединяющей мыслительные пространства автора и читателя. При этом совершенно ясно, что чем дальше по времени отстоят друг от друга автор и читатель, тем сложнее читателю «освоить» авторское мыслительное пространство при работе над текстом. Но процесс такого «освоения» как раз и лежит в основе принципа преемственности культур и представить его станет, на наш взгляд, проще, используя когнитивную схему бинарных тензоров Гийома.
Добавить комментарий