Романсный «мирок для двоих»

[213]

Так как речь пойдет о жанре художественного творчества, социальное воображение будет рассматриваться в нем лишь с точки зрения формирования им неких «идеальных типов», «моделей» творчества. Воображение в прямом смысле этого слова — характеристика индивидуального сознания, однако, миф, например, — это порождение массового сознания и, соответственно, социального воображения. Кроме того, исследование истории художественной культуры подтверждает, что воображение любого художника оказывается опосредованным представлениями нации, класса, сословия, определенной социальной группы. Любое же художественное [214] произведение является продуктом социальной потребности, групповых интересов.

«Родовой сущностью» культуры, по мнению М. Бахтина, является диалогичность. Культура каждой эпохи создает свою модель диалога, значимую для данного общества. Например, в средние века особой ценностью обладает квазидиалог «Человек — Бог», или «Я — Бог», в результате которого появляется молитва, представляющая собой воображаемый массой людей разговор с Богом. Еще одним жанром, порожденным этой моделью, можно считать исповедь. Исповедь перед Богом, а позже и перед людьми, на первый взгляд кажущаяся монологом, тем не менее, представляет собой «половинку» диалога, т.к. требует непременного сопереживания, соучастия.

С осознанием ценности Личности в социальном сознании появляется потребность в создании новой модели общения — теперь уже на уровне «Человек — Человек», или «Я — Ты». Соответственно, социальное сознание ищет способы моделирования именно такого диалога.

По теории М.С. Кагана, культура — сложная саморазвивающаяся система, обладающая собственным «сознанием», в роли которого выступает философия, и «самосознанием» (эту роль берет на себя искусство). На внешнем, чисто интеллектуальном уровне такая модель диалога точнее всего реализуется в философском диалоге, на внутреннем же, эмоциональном, уровне — уровне искусства, — в лирике. Говоря словами Л. Гинзбург, лирика с ее изображением внутреннего мира человека все же устремлена к изображению «душевной жизни как всеобщей».

Новое отношение к человеку в эпоху Романтизма, утверждение ценности его внутреннего мира, переживаний, в частности, любовного чувства, породило абсолютно иной взгляд на повседневность, частную жизнь. Отсюда ( интерес к лирической песне и романсу.

Романс — это некая художественная структура, которая является моделью лирической, интимной встречи двух сознаний. Обычно это прямое обращение к другому человеку или его образу. Это исповедь Я к Ты, которая требует эмоционального отклика, активного соучастия, сопереживания. Недаром в основе романса всегда лежит интимное, любовное сo-бытие или, точнее, со-бытиe. [215] У романса всегда есть адресат, а значит, диалогичность заложена в нем изначально.

Еще одной сущностной характеристикой романса является камерность. Лирический романсный мир так тесен, что в нем не остается места кому-либо третьему, есть только двое — Он и Она. В крайнем случае появляется подразумеваемый третий — «разлучник» (или «разлучница»).

Созданный социальным воображением, романсный «мирок для двоих», тем не менее, существует вне пространства и времени, вне реалий породившего его общества. Сюда не задувает ветер повседневности, здесь нет ни войн, ни революций, ни иных социальных потрясений. Здесь нет ни бедных, ни богатых, а значит, нет проблемы социального неравенства влюбленных.

Камерность романса заключается также в составе и размере аудитории. Однако это не означает, что он не может быть понят широкой аудиторией. По меткому выражению М. Петровского, «адресованный одному, он понятен всем». Романс, как и любое лирическое произведение, содержит целый спектр эмоциональных состояний, из которого каждый может выбрать наиболее приемлемое для себя. Именно эта его черта позволяет романсу оставаться популярным на протяжении вот уже более двух с половиной веков. Таким образом, романс как изначально диалогичное в своем содержании вокально-поэтическое произведение, выражающее любовное переживание и рассчитанное на камерное исполнение, ( это своего рода массовая «интимная утопия», т. е. некий сконструированный социальным воображением «законсервированный» лирический мир, который на протяжении всей истории развития этого жанра оставался практически неизменным.

Со времени своего появления в России в самые яркие моменты развития художественной культуры романс играл немаловажную роль, подчас не только олицетворяя чаяния какого-либо одного социального пласта (например, белого офицерства во время гражданской войны), но и выражая суть всей эпохи (Романтизм).

Романс как жанр возник на рубеже XVIII(XIX веков, когда преобладающим идейным и художественным движением в европейской, а позже и в русской культуре стал Романтизм. Одним из главных мотивов романтической эстетики стал мотив двоемирия, т.е. мировая гармония оказалась нарушенной. Попытка уйти от [216] дисгармонии внешнего мира, отрешиться от повседневности, спрятаться в далекое прошлое или в свой собственный внутренний мир и предопределяют появление и развитие романса. Однако, и позже, во второй половине XIX века, в эпоху реализма, когда меняются приоритеты, возрастает интерес к внешнему миру, уступая ведущее место социально ориентированной песне, романс не теряет своей привлекательности, а просто перестает быть самым демократичным жанром.

Россия рубежа XIX-XX веков жила ожиданием грядущих катаклизмов, в предчувствии великих катастроф. И романс опять стал своего рода бегством от социальной действительности, революционных веяний времени. Невозможность понять и принять эти преобразования в обществе порождала тоску по «старым добрым временам» и, соответственно, острый интерес именно к этой сфере лирики.

Революция 1917 года, а затем и гражданская война не способствовали сохранению, а тем более развитию романса в России. Наполненный образами разлуки, безответной или утраченной любви, он, за редким исключением, элегичен, подчас даже пессимистичен. Поэтому романс не мог удовлетворять «социальному заказу» советского времени, но, находясь «в подполье», он, тем не менее, влиял на все словесно-музыкальные жанры (оперу, оперетту, массовую песню). Несмотря на опалу, романс сохраняется в виде некоего «духовного эмбриона», способного «ожить» в любой момент, что периодически происходило на протяжении XX века. Сначала это настоятельная потребность в лирике во время Великой Отечественной войны, потом в конце 50-х—60-х годах, т. е. во времена «оттепели», когда разгорелся знаменитый спор «физиков и лириков». Острая потребность в сохранении индивидуальности, а значит, и духовности, породила мощную волну лирики, захлестнувшую не только «гуманитариев», но и «естественнонаучников». Это было своего рода компенсаторным способом уйти от сухости рационализма, подчинения личности научным и техническим законам.

В последнее время романс стал получать все более широкое распространение. Это «Вечера романса», посвященные творчеству какого-либо одного композитора или отдельного периода развития русской музыки, «Творческие вечера» одного или нескольких исполнителей, в репертуаре которых представлены образцы романса [217] разных композиторов и эпох. Немаловажно и участие в этих мероприятиях, наряду с признанными мастерами, молодых певцов, поддерживающих традиции и привносящих «свежую струю» в романсовое исполнительство. Помимо этого, популярность романса поддерживается эстрадными певцами, включающими романсы в свой репертуар.

И сегодня судьба романса является отражением существенных процессов, происходящих в культуре: речь идет о динамике положения личности в современном обществе, отношения личности и «массы», массовой и элитарной культур, интимного и социального.

Похожие тексты: 

Комментарии

Добавить комментарий