Характеристики личности спортсменок в маскулинных и фемининных видах спорта

[243]

Существуют виды спорта, репрезентирующие образы, относящиеся к стереотипам маскулинности (мужественности, жесткости, силы, проявлений агрессивности во взаимодействии с противником) — к ним относятся различные виды единоборств, и феминности, где необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм — например, бальные танцы, фигурное катание. Однако эти виды спорта одинаково успешно практикуют спортсмены как мужского, так и женского пола, начиная уже с младшего школьного возраста. Остается неясным, как занятия феминными и маскулинными видами спорта влияют на формирование структуры личности.

Целью настоящего исследования явилось выяснение особенностей качеств личности спортсменок женского пола, занимающихся маскулинным видом спорта (единоборства) и феминным (бальные танцы). В исследовании приняли участие спортсмены 10–16 лет, имеющие стаж занятий в этих спортивных дисциплинах. Использовались опросники: Кеттелла, С. Бем, опросник гендерных стереотипов. По возрастному параметру группы однородны.

Нами обнаружено следующее: девочки, занимающиеся маскулинным видом спорта менее тревожны, ранимы, впечатлительны, менее доминантны, чем их сверстницы, специализирующиеся в бальных танцах, тем ни менее конфликтны в представлениях о себе. Обе группы девушек имеют андрогинный тип личности, у специализирующихся в единоборствах уклон в маскулинную сторону, у представительниц бальных танцев — в фемининную.

Рассмотрим особенности представителей мужского и женского пола в маскулинном виде спорта. Девочки, специализирующиеся в единоборствах, менее нормативны в поведении, проявляют большую напряженность, активное неудовлетворение стремлений (p<0,01), менее тревожны (p<0,05), чем их сверстники той же специализации. Также как их коллеги мужского пола они смелы, решительны, практичны, эмоционально устойчивы, имеют андрогинный тип личности с уклоном в маскулинную сторону.
[244]

Относительно особенностей мужского и женского пола в феминном виде спорта. Обнаружено, что девочки более общительны, внимательны, добры и мягкосердечны в отношениях (р<0,01), чувствительны, женственны, склонны к романтизму (p<0,001), имеют несколько меньшую независимость, властность, самоуверенность, менее подвержены влиянию гендерных стереотипов чем мальчики той же специализации (p<0,05). У представителей фемининного вида спорта андрогинный тип личности, у девочек отмечет уклон в фемининную сторону, у мальчиков — в маскулинную (p<0,001).

Бальные танцы — парный вид спорта, где разделены функции мужчины и женщины при достижении единой цели — эмоционального и показательного выступления. Партнершей репрезентируется образ красоты, яркости, мягкости. Партнер берет на себя функцию лидера в паре и задает темп, вместе с тем не теряя своей артистичности. Таким образом, фемининный вид спорта в большей степени направлен на личностное развитие девочек согласно представлениям об образах «настоящих» мужчины и женщины. Но и как любой вид спорта формирует андрогинный тип личности.

В единоборствах девочки выполняют те же спортивные нагрузки, что и мальчики, а зачастую, и соревнуются с ними в тренировочных поединках. Поэтому в маскулинном виде спорта девочки развивают и поддерживают в себе качества «спортивного» характера, требующиеся для достижения успеха в своей спортивной дисциплине. Вместе с тем, они сохраняют и феминные качества.

Спорт не деформирует личность, не превращает ее из феминной в маскулинную или наоборот, он способствует формированию андрогинной структуры. Однако существующие особенности определены требованиями, предъявляемыми спортивной специализацией.

Новым аспектом в решении проблемы формирования профессионально важных качеств может быть преодоление гендерных стереотипов, которые выступают барьерами на пути роста профессиональной деятельности.

Добавить комментарий