Онтология древняя и современная: понятия бытия и хаоса

[284]

Всякая попытка объяснения мира влечет за собой создание определенной онтологии как учения о бытии. На различных этапах развития мировоззрения возможно построение такой онтологии, выраженной, однако, в терминах и категориях, соответствующих данному этапу. Так, архаические мифы о творении условно можно назвать древнейшими онтологиями, при создании которых использовались мифологические образы и представления. Такие мифы описывают процесс создания мира и элементы, из которых он творился. В трактовке древнегерманского мифа о творении важнейшими выступают понятия хаоса и порядка. Хаос здесь имеет двойственный характер: с одной стороны, это символ разрушения, синоним «ничто», а с другой, здесь возникает первоначальная субстанция, из которой затем создается все мировое пространство. В древнеисландском названии мировой бездны одновременно актуализируются оба смысла хаоса — начало и конец. Переход из космического порядка к хаотическому состоянию, в частности, связывается со смертью бога, являющейся центральным моментом в циклической картине мира древних германцев.

Отголоски мифологических представлений можно встретить и в некоторых современных онтологиях, уходящих корнями в мифы о творении. Например, трансформации архаических представлений прослеживаются в рассуждениях Г.В.Ф. Гегеля о материи и бытии. По его словам, понимание материи как извечно существующей и бесформенной субстанции встречается в мифическом образе хаоса, предстающем как беспорядочная основа мироздания. Само же бытие приравнивается Гегелем к ничто: оно переходит в ничто, а ничто как противоположность самого себя перетекает опять же в бытие. И мир находится в постоянном состоянии такого перехода — созидания или разрушения. В нашем контексте интересно замечание Энгельса, что «… вещи и развитие их были для Гегеля лишь воплотившимися отражениями какой-то «идеи», существовавшей еще где-то до возникновения мира».

Ф. Ницше полагал, что в глубинах существования лежит алогичное, темное начало. Смерть Бога для Ницше знаменует движение к крушению мира и хаосу. Он даже описывает это состояние подобно германскому эсхатологическому мифу.

М. Хайдеггер в своей онтологии также возлагает на ничто функцию источника и сущности бытия. Ничто неотделимо от бытия, коренится в бытии, в нем происходит раскрытие сущего. Ничто является условием для раскрытия бытия как такового, оно принадлежит к основе сущего. Но кроме того, что Хайдеггер придает ничто функцию начала всего существующего, этим понятием он обозначает состояние отсутствия Бога, «время мировой ночи».
[285]

Таким образом, в онтологиях и рассуждениях о бытии таких немецких философов, как Гегель, Ницше и Хайдеггер, мы можем проследить реликты архаических представлений о творении мира из хаоса и взаимодействии сил хаоса и порядка.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий