В разные эпохи существовало различное понимание сакрального. Интересно проследить, как изменялось содержание представлений о сакральном в период петровских реформ — в эпоху, сыгравшую особую роль в истории России.
[87]
Древнерусская культура до Петра I представляла собой синкретическую «культуру-веру», цельность которой обеспечивалась системой готовых эталонов, форм этикета, критериев оценок, которые санкционировались церковью. В результате петровских реформ происходило разделение на собственно «культуру» и собственно «веру», при этом усилиями царя и его окружения религиозная часть ушла на периферию, а светская стала в центре социальной и культурной жизни. Но нельзя «отменить» религию, нельзя царским указом убрать из жизни людей то, что на протяжении веков составляло основу, ядро мировоззрения. Поэтому происходила трансформация православия и важнейшей его основы — понятия сакрального. Святость смещалась из церковной сферы в светскую, в результате чего сакрализовались основные государственные институты и феномены культуры, даже те, которые раньше воспринимались как антипод святости. Теперь зачастую происходило смешение сакрального и профанного, ибо преследуя цель вывести Россию в ряд влиятельных европейских держав, царь-реформатор не выбирал средства, используя все, что было под рукой.
Раскол средневековой культуры вызвал к жизни плюрализм, когда в одном семантическом пространстве сочетались пессимизм и оптимизм, аскетизм и гедонизм, дидактизм и развлекательность. Наиболее ярко переход сакральности от прежних объектов в новым проявился в сфере науки и искусства, в связи с тем, что в это время произведения искусства и научные достижения получили высокий социальный статус.
Знаменателен сам факт возникновения светского искусства и наук, исследующих окружающий мир. В центре внимания оказался человек, гражданин, носитель идеи «общего блага». Трудно переоценить культурные сдвиги, произошедшие в тот период, когда создаются светские профессиональные школ, вводится упрощенный гражданский шрифт, основываются типографии, издается первая русская газета «Ведомости».
Подробнее можно остановиться на таких новых для России XVIII века явлениях, как театральные постановки и открытый для публики музей, которые имели своими истоками как средневековый балаган с его занимательностью, действом-действием, так и европейскую науку с присущим ей механицизмом и интересом к человеку. Как социальные институты, выполнявшие важные для укоренения нового пропогандистские функции, театр и музей маркировались как явления с высоким статусом.
Пространство музея является особой средой, соединяющей материальное и духовное, «священное и мирское» (М. Элиаде). Попав в музей, предмет начинает приобретать новые смыслы. Помимо материальной ценности экспонат наделяется особой значимостью, что роднит его с предметом сакральным.
Предшественники музейных коллекций: сокровищницы в захоронениях, священные рощи, тезаурусы древних храмов, собрания предметов в античных [88] мусейонах, виллах и термах, реликварии средневековых церквей и часовен — все они служили посредниками в общении с иными, невидимыми мирами, с Богом и вечностью.
Уникальным явлением в русской культуре XVIII века была Кунсткамера — первый в России и на протяжении более 100 лет единственный публичный музей. Она сочетала в себе строгий научный академизм и стремление удивить, поразить, развлечь. Последнее было так характерно для народных празднеств с их представлениями, показом диковинок (от различных уродцев до дрессированных медведей), осуждавшихся православной церковью как проявление язычества. При этом Кунсткамера обладала чертами мифологичности, таинственности, которые придавали ей сходство с лабораторией алхимика и которые сохранились в сознании петербуржцев до сих пор.
С самых первых шагов Кунсткамера обладала богатейшими коллекциями, характеризовавшими природные богатства России и культуру и быт населявших ее народов, причем русским коллекциям Кунсткамеры Петр I уделял особое внимание. Таким образом, этот музей в начале своей истории являлся как бы средоточием знаков владения вселенной, а Петр как бы творцом и полноправным владыкой этой вселенной. На этом библейские аналогии не заканчивались. Можно сказать, что Кунсткамера напоминала Ноев ковчег, так как имела экспонаты из всевозможных сфер: минералогии и изобразительного искусства, нумизматики и биологии, скульптуры и химии, токарного и библиотечного дела, астрономии (знаменитый Готторпский глобус) и истории (мемориальные вещи шведского короля Карла XII, затем Петра I, еще позже М.В. Ломоносова).
Неожиданное продолжение аналогия с Ноевым ковчегом имела во времена Анны Иоанновны, когда в 1740 году императрица решила сыграть «потешную ледяную свадьбу» князя М.А. Голицына и шутихи А.Н. Бужениновой. Центральным мероприятием торжеств стало «шествие народов»: из разных частей империи были специально привезены по мужчине и женщине от каждого народа, населявшего страну. Эти люди были наряжены в костюмы-экспонаты этнографического отдела Кунсткамеры, откуда были взяты и традиционные для данных народностей средства передвижения, утварь и оружие. Не правда ли: «каждой твари по паре», как при Всемирном потопе?! А ведь тема потопа имеет особое значение в истории Петербурга.
Свою семантику имело даже здание Кунсткамеры, выстроенное на Стрелке Васильевского острова. Возведение здания для музея было под пристальным вниманием царя и даже считается, что ему принадлежит общий план постройки. Символичность его заключалась в том, что само строение, назначение внутренних помещений и предполагаемое размещение экспонатов и библиотеки должны были, как представляется, отражать новый взгляд на мир, который формировался новой для Росси культурой. В центр мироздания (в здании это центральное помещение первого этажа под [89] башней) ставится обиталище человека — Земля, которую олицетворяет собой Готторпский глобус. В ходе строительства царь изменил свое решение и повелел устроить в этом зале анатомический театр, обозначая, что теперь центром становится человек, которого необходимо изучать. По одну сторону — в западном крыле — разместилось то, что окружает человека на Земле, а по другую — в восточном — все, что создал человек в этом мире и что отражено в книгах, которые должны храниться на полках библиотеки. Итак, Кунсткамера вмещала в себя то, что становилось важным в тот период в русской культуре, что выделяется и наделяется особым значением.
Добавить комментарий