Музей: «кладбище вещей» или «встреча с подлинностью бытия»?

[58]

1. Музей, являясь частью культуры, несет на себе отпечаток сущностных ее характеристик. В то же время он формирует культуру, менталитет. Музей — это объект и субъект культуры, ее небольшая часть и одновременно средство ее формирования.

2. Традиционное понимание музея представляет его собранием предметов — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.

3. В современном понимании музей связан с культурой посредством того, что он интегрирует и репрезентирует культурно-исторические коды — языки культуры. Музей копирует в своем собрании человеческий мир ценностей и значений, создает образ действительности посредством вещей. Средствами музейной экспозиции объединяются различные поколения, достижения людей в духовной, материальной и технологической сферах. «Музей, в отличие от беспощадного прогресса, ставит человека выше вещей. Сдача чего-то в музей знаменует передачу в высшую инстанцию, в руки потомков. Музей преобразует и смерть, которая для него «не конец, а только начало».

4. Музей — это интенсивное пространство, насквозь пронизанное смыслами, ценностями интерпретациями, поэтому он не может остаться вне морально-нравственных оценок. Отношение к музеям менялось в различные эпохи. Более того, иногда в одно и то же время существовали диаметрально противоположные характеристики для определения места и роли музеев. Часто оценка роли музея была связана с отношением к историческому прошлому, к накопленным культурным ценностям.

5. Музей является средством наглядно-эмоционального познания действительности. Предметы в музее являются не просто предметами, а знаками реальности. Любая коллекция визуализирует и опредмечивает невидимые идеальные сущности. Посредством вещей, артефактов музей расширяет границы нашего опыта. При этом очень важно, что в отличие от искусства, музей делает это не иллюзорно, а реально. Как писал М.С. Каган, «…музей — это встреча с подлинностью бытия». Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать: музей экспонирует подлинные вещи, общение с которыми дает нам переживания, обогащающие наш реальный опыт. Средствами экспозиции он разрушает узость и ограниченность нашей жизни определенными пространственно-временными рамками: мы можем знать не только то, что есть «здесь и теперь», но и то, что было в гробницах Древнего Египта или в современном танке, в жилище индейца или в желудке синего кита, или какие были и есть виды флоры и фауны и какими картинами украшали свои дома голландские бюргеры в XVII веке. В музее посетитель вступает в непосредственный контакт с опредмеченной культурой, прикасается [59] к историческому опыту человеческого существования» в результате оказывается, что музей предстает как средство общения культур. Он необходим для сохранения и трансляции социальной информации, взаимообогащения культур.

6. Музей сопрягает в себе два мира: мир объективных вещей и отношений и мир субъективных оценок, интерпретаций, мир ценностей. При этом он синтезирует собственный мир, не являющийся точной копией определенного участка реальности, а созданный и живущий по своим законам, «…музейная целостность — это не живая реальная целостность культуры. Это целостность, созданная преднамеренно, с позиций иной культурной ситуации и ее задач».

7. Важнейшей функцией, определяющей специфику именно музея, представляется экспозиционная деятельность. В этом отличие музея от других институтов культуры: от архивов, образовательных учреждений, частных коллекций. Музей изначально ориентирован на публику. Таким образом, музеем является коллекция предметов, документов и вспомогательного материала, характеризующая определенную сферу действительности и открытая для более или менее широкого доступа публики.

8. В музее информация о реальности «записывается» в вещественных, письменных, фотографических и иных формах. Информация в виде предметов-фрагментов реальности является диагностическим признаком музея.

9. Объединяет все формы музеев не предмет экспонирования, который у каждого музея свой, а культуротворческая функция и функция производства и интерпретации значений. Попав в музей, предмет начинает приобретать новые смыслы, потому что пространство музея является особой средой, соединяющей материальное и духовное, священное и мирское. Помимо материальной ценности экспонат наделяется особой значимостью, что роднит его с предметом сакральным. Предшественники музейных коллекций: сокровищницы в захоронениях, священные рощи, тезаурусы древних храмов, собрания предметов в античных мусейонах, виллах и термах, реликварии средневековых церквей и часовен — все они служили посредниками в общении с иными, невидимыми мирами, с Богом и вечностью.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий