[3]
Коллективная монография «Репрезентации музея» является итоговой публикацией, завершающей трехлетний проект «Философия музея и культура постмодерна». Будучи завершающей третьей частью цикла публикаций, носящих общее название «Музей в эпоху постмодерна», данный сборник посвящен теоретическим и практическим аспектам анализа современной культуры, отраженной в зеркале музея. Научные разработки исследовательского коллектива, изложенные в данной монографии, являются в значительной степени результатом обсуждения проблематики современной культуры на регулярно проходящих семинарах Лаборатории Метафизических исследований. Первые две части цикла публикаций, посвященные онтике / онтологии (Б.Г.Соколов) и феноменологии (Е.Г.Соколов, Б.Г.Соколов) культурного наследия, своеобразно преломляются в последней части, так как обращение к феномену музея позволяет поставить вопрос о репрезентативности современной культуры в пространстве музея.
Первая глава коллективной монографии носит название «Теоретические аспекты репрезентации культуры в пространстве музея». В данной части книги рассматриваются обоснования того положения, что именно музей выступает в современной культуре как некий «диагностический признак», репрезентирующий «ситуацию постмодерна» во всей ее целостности. Раздел «Постмодернистские основания музеефика
[4]
ции современной культуры», написанный К.В.Азаровым в соавторстве с И.Ю.Ларионовым, основан на философском ана-лизе классических теорий постмодерна и обращается к рассмотрению традиции посещения музеев как к «императиву музеефилии». Данный раздел исследования анализирует то, как музей транслирует метанарративы предыдущего этапа культуры и функционирует в эпоху постмодерна как статичный институт, существование которого в старых рамках проблематично. Анализ перспектив виртуального музея, все активнее в наши дни дополняющего и даже заменяющего классический музей, позволяет в определенной мере заглянуть в ближайшее будущее музея в рамках следующего, постпостмодернистского (трансмодернистского) этапа культуры.
Второй раздел первой главы посвящен конституированию репрезентативных практик в пространстве таких важных для культуры Нового времени институтов, как театр и музей. Е.В.Дементьева в параграфе «Репрезентация как симптом становления института (на примере пространства музея и оперного театра)» анализирует смену симметрии и линеарного восприятия времени новоевропейской культуры накоплением «всего-на-свете» в пространстве виртуальных музеев как попытку возрождения мифологического сознания, не скованного схематизмом рационалистических научных систем.
Раздел «Модусы неподлинности музейного пространства», написанный И.А.Ходыревым, и раздел «Архивация памяти в музейном пространстве», автором которого является М.Н.Волкова, посвящены аналитике различных, но взаимосвязанных аспектов музейного пространства. Первый из авторов исследует в критическом ключе обоснование музея как эталона подлинности. Пространство и исторического, и художественного музея не может претендовать на абсолютную объективность (в этом заключена их неподлинность), однако, репрезентируемые в музеях вещи участвуют в создании смысла как основания человеческого существования. М.Н.Волкова описывает классическое музейное пространство по аналогии с архивом или библиотекой, но современный виртуальный музей носит симулятивный характер, пытаясь собрать максимальное количество «предметов» с минимальной их селекцией. Богатство и разнообразие музейных «шедевров» отвращает от музея значительное количество публики, особенно молодой. Рассмотрение музея как «проблемы» продолжается Ю.В.Ивановой в разделе «Музей как феномен современной культуры», завершающем первую главу.
[5]
Вторая глава «Практики репрезентации постмодер-нистской культуры» посвящена анализу повседневных (раздел «Репрезентация повседневных практик в пространстве музея», написанный А.Б.Новицкой), игровых (раздел «Игровые практики репрезентации культуры: музейный аспект», принадлежащий Н.О.Ноговицыну) и виртуальных (раздел «Практика разрушения образов вещи в виртуальном музее», за авторством Е.Б.Карбасовой) практик музейной деятельности. Общим знаменателем первых трех разделов данной главы выступает изучение различных аспектов репрезентации современной культу-ры в музеях различного профиля и перспектив развития музея в ближайшем будущем.
В четвертом разделе второй главы, носящем название «Жестуальность культуры в пространстве музея» и принадлежащем «перу» К.В.Азарова, анализируется жестуальность музея в различные эпохи. При этом «приватная публичность» музея в эпоху Интернета как способ сделать «камерное публичным» ставит вопрос о новой онтологии музея, музея виртуального. Далее повествование о практиках репрезентации музея затрагивает аспекты трансляции национальной идентичности (раздел «Репрезентация национальной идентичности в пространстве музея», автор Ю.В.Иванова) и вопросы качества музейной информации (раздел «Проблема обеспечения информационной безопасности в практике музейной работы», написанный И.Ю.Хитаровой). Создание, сохранение, развитие и защита информационного пространства музея требуют как теоретического обоснования, так и практических усилий по их реализации. Раздел «Процессы театрализации музея и музеефикации театра в современной культуре.
Третья глава «Репрезентация искусства в музейном пространстве» представлена двумя разделами: «Современное искусство в музее как акт современной культуры» (автор Е.Б.Липский) и «Анализ произведения искусства в системе политической экономии знака» (написан О.В.Беззубовой). Эти два текста близки друг другу по теоретическим позициям: современное искусство в них описывается не в качестве чисто эстетической практики, а в качестве «симулякра» (знака, лишенного значения). Кроме этого, Е.Б.Липский осуществляет анализ новых, немузейных пространств, в последние годы задействованных в экспонировании произведений современного искусства. Статья «Процессы театрализации музея и музеефикации театра в современной культуре», завершающая третью главу и принадлежащая Ю.М.Мальцевой, анализирует как
[6]
музеефикацию разнообразных явлений современной культуры, так и их театрализацию. Эти взаимно обратные операции приводят к таким интересным процессам современной культуры, как театрализация музея, литературы и самой жизни.
Таким образом, в рамках коллективной монографии «Репрезентации музея» последний рассматривается как один из самых репрезентативных феноменов постмодернистской культуры. Анализ «музейной модальности» постмодернизма позволяет увидеть в многообразии ракурсов, представленных авторами данной книги, осмысление происходящих в музее процессов как попытку дать ответ на вопрос о том, каковы горизонты и перспективы современной культуры.
Добавить комментарий