Старость - это печаль, радость или возможность начать жизнь заново?

[91]

В настоящее время старение рассматривается как фаза жизни, протекание которой проявляет себя «как биологическая, финансово —экономическая эпохальная и экологическая судьба». Поведение человека пожилого возраста определяется не столько объективными моментами ситуации, сколько формой и характером их субъективного восприятия и переживания 1.
[92]

У каждого человека имеется собственная система установок, ценностей и убеждений, касающихся старости и себя самого, и определенный жизненный опыт, подтверждающий или опровергающий их верность. С учетом этих различий, некоторые события, происходящие в преклонном возрасте, некоторые свойственные ему заботы являются общими для всех. От поведения человека в ситуациях,, обусловленных этими общими заботами и событиями, зависит то, насколько будет благополучной его старость 2.

Отношение к старости всегда было двойственным: эту пору жизни можно воспринимать как итог развития (то есть как благо) или как увядание (то есть как зло). Такая раздвоенность приводит к парадоксу — все хотят дожить до глубокой старости, но никто не хочет быть старым.

Народная мудрость утверждает, что «старость — не радость». Почему старость — не радость? Что происходит в старческом возрасте? Вот каким видит психологический портрет старика психолог Е. Авербух: «У старых людей снижены самочувствие, самоощущение, самооценки, усиливается чувство малоценности, неуверенности в себе, недовольство собой. Настроение, как правило снижено,, преобладают различные тревожные опасения: одиночества, беспомощности, обнищания, смерти. Старики становятся угрюмыми, раздражительными, пессимистами. Способность радоваться снижается. Все им не нравится, отсюда —брюзжание, ворчливость. Они становятся эгоистичными и эгоцентричными, более интравертированными, круг интересов суживается, появляется повышенный интерес к переживаниям прошлого, к переоценке этого прошлого. Наряду с этим повышается интерес к своему телу, к различным неприятным ощущениям, происходит ипохондризация. Неуверенность в себе и в завтрашнем дне делает стариков более мелочными, сверхосторожными, консервативными, малоинициативными и т. п.

Все эти изменения во взаимодействии со снижением остроты восприятия, памяти, интеллектуальной деятельности создают своеобразный облик старика и делают всех стариков в какой —то степени схожими друг с другом» 3.

Мрачная получается картина.

М. Лютер, один из лидеров протестантизма, мрачно изрек: «Старость — это живая могила», что было в духе времени и разделялось его современниками 4.

Ничто так не разрушает человека, как сознание выключенное™ из жизни, отсутствие будущего.

Немецкий писатель Жан Поль писал: «Старость печальна не тем, что с наступлением ее прекращаются наши радости, а тем, что исчезают наши надежды» 5.

В связи со старостью подступают мрачные опасения, связанные с ухудшением здоровья и грустью одиночества. Проведенные исследования показывают, что более низкую оценку здоровья чаще дают неработающие пенсионеры по сравнению с работающими 6. Наличие здоровья важно для человека, особенно в преклонном возрасте.

До XVI века собственно здоровьем (в современном понимании)считалось на Руси не физическое, а моральное благополучие; состояние, противоположное недугу, понималось как благо или как дар и награда за ДУШЕВНОЕ и СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ. «Быть здоровым» значило скорее «быть добрым человеком», нежели просто «не болеть». Здоровье не противопоставлялось (диалектически) недугу, но существовало параллельно с ним. Здоровью противостояло страдание (прежде всего в моральном его аспекте), в то время как недугу — благо.

Здоровье в русской культуре — это качественная характеристика бытия человека как единицы рода (что и выражено в растительной метафоре здоровья: этимология слова «здоровье» (общеслав.) от dorvb — «дерево»; первоначальное значение слова «здоровье» — «подобный дереву» (по крепости, высоте).

Русские деревья всегда собраны в лес, этот космос русского родового сознания. Одиноко растущее дерево — олицетворение горестной доли, кручины. В таком своеобразии [93] национального мировосприятия и следует искать корни русского «лесного» здоровья: человек обретает крепость (тела и духа) в роду (как дерево в лесу), а род крепнет в каждом отдельном человеке.

Характеристика «крепкий как лесное дерево» означала еще и свободный, достойный представитель своего рода, сумевший полностью реализоваться в нем. Подобно дереву в лесу, растущему согласно природным законам, достигший зрелости и свободный человек живет в согласии с законами своего рода, и это вовсе не ограничивает его свободу, а как раз наоборот, гарантирует ее, поскольку «свободный» означает «свой», из того же дерева, той же породы 7.

Только ли здоровье определяет счастье человека? Кто ответит на этот вопрос? Немецкий философ А. Шопенгауэр писал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» 8.

Фридрих Паульсен, биограф знаменитого немецкого философа И. Канта, описывает, как ощутив на 72 — м году неожиданный упадок сил, отказавшись от чтения лекций и впав в печальное состояние старческой слабости, Кант пишет Гарве: «Пользуясь довольно хорошим здоровьем, я чувствую себя как бы пораженным душевным параличом. Я испытываю муки Тантала, видя, что мне нужно подвести итоги в вопросах, касающихся всей области философии, и я все еще не выполнил этой задачи, хотя и сознаю исполнимость ее».

Это состояние — могу все и ничего уже не могу — один из трагичнейших моментов старости, когда к человеку одновременно приходят и обостренное понимание жизни, и невозможность жить 9.

Но неужели с наступлением старости исчезают наши надежды? И все ли люди воспринимают этот промежуток жизни в черном цвете?

Болезни и разного рода физические нарушения представляют собой одну из самых тяжелых проблем, с которыми приходится иметь дело в старости. Но и здесь существует широкое разнообразие путей выхода из трудного положения.

Оценивая результаты опроса, проводившегося среди людей в возрасте от 60 до 80 лет, Гэйл Шихи обнаружила, что многие пожилые люди по прежнему смотрят на жизнь с точки зрения предоставляемых ею возможностей, а не навязываемых ограничений, и надеются «в будущем стать лучше, сильнее, глубже, мудрее, веселее, свободнее, сексуальнее и еще больше радоваться жизни». Многие после 60 лет наслаждаются чудесным сочетанием свободы (от работы, забот о детях и т. д.) и хорошего здоровья. После 70 и далее те же самые люди точно и вовремя переопределяют приоритеты, чтобы сосредоточиться на том, что они могут делать, а не на том, что уже им не по силам 10.

Старость вызывает у людей деятельного возраста ужас и отвращение, однако человек изо всех сил (даже в самой безвыходной ситуации) старается выжить, то есть любой ценой достичь того самого состояния, которого так страшится. И для этого проявляет чудеса изворотливости вплоть до отказа от приятных (но вредных) привычек, мучает себя гимнастикой и диетой. Тут появляется еще одно противоречие — между культом молодости, продлеваемой всеми правдами и неправдами и «непротивлением злу». Ведь Ветхий Завет трактует долголетие как дар Божий, как проявление Высшей милости. В любом случае старости не нужно бояться, ибо у нее есть свои преимущества. Карл Ясперс, немецкий философ экзистенциалист, один из наиболее выдающихся мыслителей XX столетия, пишет по этому поводу: «Способности угасают и их заменяют обширнейшие богатства накопленного опыта. Сдержанность, житейская упорядоченность, самообладание придают духовному существованию оттенок чего — то приглушенного, незыблемого».

Старость может быть по — настоящему прекрасной. Человек физически слаб и уже не может предаваться радостям плоти, но зато он свободен от их диктата, что помогает избавиться от суеты предшествующих фаз жизни. Он скован телесной немощью, но более духовен. И главное — в нем уже нет того страха перед смертью, который отравлял его [94] существование раньше. Для него смерть — естественное продолжение жизни 11.

Достаточно распространено мнение, что счастье (по словарю Ожегова счастье — чувство и состояние полного, высшего удовлетворения) — привилегия молодости. Существует и обратное представление, что счастье — достойная старость. Когда человек счастлив? Счастлив, когда понимает, что полностью реализовал себя, достиг всего, чего мог достигнуть.

Старость — счастливая пора! Люди получают радость от общения с природой, путешествий, от общения с внуками. Как заметил один человек: «Мой младший внук — просто чудо. Сам не знаю, почему я не обращал внимания на предыдущих, когда они были в этом возрасте». Может быть это можно объяснить восточной мудростью: «Мы спим всю жизнь и просыпаемся только перед смертью». Просыпаемся зачем? Одни, чтобы порадоваться за себя, а другие, чтобы осознать, что так и не смогли или не успели использовать возможности? И если так случилось, что человек не использовал свои возможности, не реализовал себя, что тогда? Пропустить отчаяние в душу? Корить себя? Винить других, кто помешал нам в этом? Я думаю, что нашим «просыпанием» перед смертью, всем нам, не реализовавшим себя, благородно предоставляется шанс сделать это немного позже, пусть не в самые молодые свои годы. Известная ныне летчица Марион Харт получила пилотское удостоверение в 66 лет! В 80 лет она пересекла в одиночном беспосадочном 15-часовом полете Атлантический океан 12.

В настоящее время наблюдается постарение населения всех стран мира (особенно так называемых высокоразвитых), в которых лимит трудоспособности (выход на пенсию) значительно опережает дату старости (70-80 лет). То есть современный старец после выхода на пенсию живет в среднем еще 15-20 лет, что в сравнении со средне продолжительностью все жизни современного человека очень значительное время (приблизительно четверть жизни!). Неужели вся эта четвертая часть отведенного человеку срока жизни есть распад и угасание? 13.

Главная психологическая потребность пожилых людей — поиск смысла прожитой жизни. Если жизнь приносила удовлетворение и человек достиг чувства единства с собой и другими людьми, то старость будет достаточно счастливой порой. Если же человек воистину проснулся и осознал, что он находится в поиске (метаниях души), что жизнь свою он прожил не так, как ему хотелось бы — у него появляется прекрасная возможность еще раз сделать попытку найти себя. Важно это осознать. Тем более, что психическая старость и физическая немощность не одно и тоже. Нельзя рассматривать биологическое одряхление как нечто жестко связанное с личностными изменениями. В последние годы стали различать биологический (паспортный), психический и социальный возраст. Необходимость подобного разделения вызвана тем, что прямой зависимости между трудоспособностью, удовлетворенностью жизнью и календарным возрастом не обнаружено.

Нередко можно видеть молодых людей, психически преждевременно постаревших, и других, которые не смотря на свой преклонный возраст, мало отмечены психическим старением, поскольку их личность остается способной к развитию. От чего зависит сохранение душевной молодости? Человек не может жить без положительных эмоций. Он может молодеть и стареть за счет увеличения удельного веса психического будущего или уменьшения психического прошлого 14. Для предотвращения раннего постарения человеку важно иметь увлекательные планы на будущее, а также сохранять максимальный контакт с людьми — это положительно влияет на сохранность личности.

Примечания
  • [1] Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б. Карвасарского. СПб., Питер, 1998, с. 453
  • [2] Грэйс Крайг. Психология развития. СПб., Питер, 2000, с. 866
  • [3] Толстых А.В. Возрасты жизни. М., «Молодая гвардия», 1998. с. 191-220
  • [4] Там же
  • [5] Кладезь мудрости. Сост. Корольков Б.П., СПб. «ЛАНЬ», 1999. с. 234
  • [6] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., «Свет», 1997, с. 451
  • [7] Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., Асадема, 2001, с.235-260.
  • [8] Кладезь мудрости. Сост. Корольков Б.П., СПб. «ЛАНЬ», 1999. с. 167
  • [9] Толстых А.В. Возрасты жизни. М., «Молодая гвардия», 1998, с. 211
  • [10] Грэйс Крайг. Психология развития. СПб., Питер, 2000, с. 865
  • [11] Вагин И.О. Психология жизни и смерти. СПб., Питер, 2001, с. 51.
  • [12] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., «Свет», 1997, с. 450
  • [13] Толстых А.В. Возрасты жизни. М., «Молодая гвардия», 1998, с. 195
  • [14] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., «Свет», 1997, с. 458-459

Комментарии

Добавить комментарий