Влияние средств массовой информации на формирование культурной идентичности (на примере РТ)

(на примере РТ)

[15]

В настоящее время считается, что в мире существует около 3000, а по некоторым подсчетам и до 5000 этносов. Все разнообразные этносы, существующие на земном шаре, живут компактно или разбросаны на территориях около 200 государств. Таким образом, современный мир и практически все существующие в нем государства — полиэтничны. В 20-м веке на основе огромных достижений в области науки и техники появилась возможность модернизации общественной жизни и связанного с ним процесса интеграции — формирование крупных государственных и трансэтнических систем. Эти процессы уже стали необратимыми и имеют перспективы дальнейшего развития. Однако эти процессы вызывают ряд проблем у различных этносов во многих современных государствах. Один из главных вопросов: Каким образом в современных процессах глобальной интеграции любым этносам осуществлять современное культурно-цивилизационное развитие, не уничтожая их этнические корни и сохраняя культурное разнообразие человечества. И хотя в условиях всеобщей глобализации зачастую ярко проявляется стремление к этноцентризму (изоляционизм или гегемонизм по отношениям к другим нациям), мы же рассуждаем о возможностях этноэкзистенциализма (ориентация на мирное сосуществование этносов на базе их мирного сотрудничества и культурного диалога).

Сама этничность определяется совокупностью общих признаков у людей и сообществ.

  • Владение языком, признанием его в качестве родного.
  • Усвоение каких-то комплексов культуры этноса, умение их использовать в повседневной жизни.
  • Использование и сохранение традиций поведения и образа жизни этноса.
  • Самосознанием принадлежности какому-то этносу, имеющему определенный этноним.

Как мы можем видеть, ключевым критерием идентификации себя с определенным этносом является коммуникация. Язык, а также другие символы повседневного взаимодействия становятся главными. Вместе с этим мы понимаем, что распространение этих культурных доминант, влияющих на формирование этничности и межэтнические отношения происходит с помощью образования и просвещения, которые распространяются в основном через средства массовой коммуникации.

В этом процессе есть, конечно, как плюсы, так и минусы. СМИ дают [16] возможность расширения границ общения, осуществления межкультурного диалога, знакомства с иными культурными ценностями и образцами. Но кроме этого, сегодня есть факты, свидетельствующие о появлении новой опасной тенденции, связанной с глобализацией информационных технологий, а именно информационного неоколониализма, который разрушает традиционные ценности локальных цивилизаций, заменяя их ценностями, присущими обществам технологически развитых стран, оправдывая насилие на геополитической арене. Современные средства коммуникации в политической сфере становятся действенным и гибким инструментом манипулирования общественным сознанием. Информационные технологии позволяют одну и ту же информацию оформлять и представлять таким образом, что она может вызвать как позитивную, так и негативную эмоциональную реакцию, следствием чего могут быть нарушения нормального психологического состояния человека, группы, сообщества. Сложно требовать правовой защиты от «направленных» информационных воздействий средств массовой информации и коммуникации, но следует понимать, что существует реальная угроза «психологического инфицирования» не только для отдельного человека, но и для всего человечества.

«В мусульманской общине Вашингтона нам рассказали, как один крупный бизнесмен-мусульманин благодаря своему влиянию, в том числе в государственных учреждениях, добился того, что по телевидению было запрещено показывать мусульман в образе шейхов-богачей и кровожадных людей с оружием.

Мы наблюдали, как росли антимусульманские предубеждения, когда телевидение показывало кадры из чеченской республики с исполнением ритуального танца «Зикр» и отправлением «намаза» (молящиеся аллаху) на площади шейха Мансура. Но никто из наших респондентов не помнил, чтобы по телевидению показывали чеченца или аварца, даргинца из Дагестана, кабардинцев и балкарцев, обрабатывающих землю или работающих на предприятиях. И это один из очевидных примеров формирования «антикавказских» установок россиян. Надо ли удивляться, что в середине 90-х годов они имели место, например, у более 50% населения в Москве» 1.

Россия вообще и Татарстан в частности — яркий пример полиэтнических обществ, где остро стоит вопрос этнической идентификации, и одним из основных инструментов формирования общественного мнения и индивидуального выбора являются СМИ. Естественно, отстаивание национальной идентичности на «культурной арене», происходит через политику языковой реформы и развитие национальных масс-медиа. Процесс формирования республиканской [17] идентичности, в том числе, находится в соответствии с динамикой интенсивности подачи этнических тем в прессе.  В информационном поле Татарстана в 1990-х гг. этническая информация была очень насыщенной. Тема экологии окружающей среды переросла в тему экологии национальной культуры и языка. Если говорить об этнической информации, то ее можно обнаружить в таких темах, как: историческое прошлое и современность; культура и язык; взаимоотношения Федерального Центра и республики; проблемы национальной политики в РФ; межнациональное взаимодействие народов России; и даже таких, казалось бы нейтральных темах, как спорт и информация о событиях в мире. В 1990 г. Татарстан объявил себя суверенным государством. Обретение государственности повлекло легитимацию этнической культуры на государственном уровне. Закрепление государственного статуса татарского языка в Конституции РТ, принятие Закона о языках народов РТ (1992 г.), Государственная Программа РТ по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ (1994 г.); появление новых периодических изданий на татарском языке — положило начало расширению семантического поля этнической культуры татар. Если в советский период употребление национального языка ограничивалось сферой быта, то сегодня предпринимаются попытки его использования в политике, экономике, науке и культуре. Вместе с республиканской прессой происходит становление идеологии национального ренессанса. Однако это относится в основном к национальной элите и группе этнически ориентированных татар. Наблюдения же в ходе этносоциологических опросов показали, что русскоязычные татары второго и далее поколений ориентированы, в большей мере, на русскую и западную культуру, и мало интересуются национальной культурой. Авторы публикаций в республиканской прессе, размышляющие о причинах равнодушия к национальной культуре среди русскоязычных татар и особенно, молодежи, видят причину в ее отсталости и неконкурентоспособности. И, несмотря на то, что из 30 телекомпаний, работающих на территории республики, 20 вещают на двух государственных языках, а из зарегистрированных в Татарстане 400 газет и 116 журналов 71 газета и 19 журналов издаются на татарском языке существует множество проблем. Трудно найти поздравительную открытку на татарском, отправить телеграмму. Малоупотребителен татарский и в наглядной агитации. Русский язык остается языком рекламы, прогресса, культурных инноваций. Однако очень важно дать возможность нормально развиваться и действовать средствам коммуникаций, выражающим и формирующим интересы разных этносов, разных культур.

Осознавая всю силу, которая сосредоточена в руках СМК, мировые общественные организации принимают меры для регулирования данного процесса. Например, была создана «Декларация об основных принципах, касающихся вклада Средств массовой информации в укрепления мира [18] и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне». В декларации говорится о необходимости взаимодействия на основе равноправия, взаимной выгоды и уважения разнообразия культур.

Мировой опыт показывает, что к решению проблем информационной сферы каждая страна должна привлекать своих ученых и производителей. Национальные специалисты должны гарантировать высокое качество информационных услуг, создание системы национальных информационных ресурсов, динамичное развитие информационной инфраструктуры. Ими должны быть разработаны национальные информационные стратегии, использующие позитивные последствия глобализации информационных систем и нейтрализующие негативные, созданы свои обоснованные программы использования информационных технологий в сфере образования, культуры, экологии. Для создания таких программ нет жестких стандартов, каждая страна формирует свою информационную среду, свое информационное пространство. Однако при этом она должна учитывать необходимость обеспечения информационного иммунитета, усиления и развития позитивных аспектов глобализации и ограничения негативных при формировании единого информационного пространства нашей планеты.

Литература


  1. Встречи этнических культур в зеркале языка. М.: Наука, 2002.
  2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. М.: Аспект-пресс, 1999.
  3. Сагитова Л. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан) (www.tataroved.ru)

Примечания
  • [1] Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. М.: Аспект-пресс, 1999.

Добавить комментарий