Экология человека в информационном и постинформационном обществе

Динамизм современного общества, стремительность внедрения высоких и наукоемких технологий ставят задачу выявления не только сиюминутных проблем, но и таких, которые будут определять перспективы ближайшего и отдаленного будущего. Предельно широкий контекст постановки проблемы информатизации общественной жизни имеет особую актуальность в отношении развитых стран и тем более в глобальном масштабе. В современном обществе информационные процессы все ощутимее воздействуют как на человека, так и на все стороны социального развития.

Поэтому естественным представляется вопрос: как стремительный рост информатизации социальной среды может и должен влиять на экологию человека?

В анализе экологических проблем, как правило, в качестве приоритетных выдвигаются проблемы, угрожающие изменением привычных и необходимых условий жизнедеятельности человека. В условиях нарастания признаков надвигающейся глобальной экологической катастрофы специалисты полагают, что если не будут предприняты немедленные и экстраординарные меры, мобилизующие все ресурсы человечества, то к середине XXI в. планетарный кризис окажется неотвратимым уже независимо от последующих усилий по его нейтрализации. Такая пессимистическая оценка усугубляется тем обстоятельством, что все действия (весьма скромные по соизмеримости масштаба) по устранению надвигающейся опасности имеют сугубо локальный характер. Более того, как раз те страны, деятельность которых представляет наибольшую угрозу экологии планеты, проявляют умеренность в реализации антикатастрофических мероприятий. Не случайно, например, США весьма скептически отнеслись к резолюциям представительной международной конференции по глобальным проблемам развития человечества, состоявшейся в Рио де Жанейро. Хотя вклад этой, «наиболее развитой», страны в ухудшение экологической обстановки несоизмеримо больше, чем его привносят страны «третьего мира».

Вышеприведенная пессимистическая оценка в значительной мере является следствием того обстоятельства, что экологические проблемы исследуются не системно, не интегрально, и, в частности, отсутствует учет весьма существенных качественных изменений информационной ситуации в мире. В этом контексте особый интерес представляет вопрос о характере влияния «информационного взрыва» на развитие глобальной ситуации вообще и экологию человека в частности. Хотя данный вопрос имеет и вполне практическую плоскость рассмотрения, все же его нельзя решить непосредственно, без общефилософской постановки проблемы, ибо мы полагаем, что от его решения зависит правильность оценки перспектив не только человечества, но, возможно, и жизни на Земле.

Экологических кризис, понимаемый глобально, можно рассматривать как результат нарастания хаоса, который оказывается следствием упорядочивающей деятельности человечества. С точки зрения второго начала термодинамики, никакая упорядочивающая деятельность принципиально не может устранить доминирование тенденции нарастания хаоса. Так что само возникновение порядка может существовать лишь локально и временно. Эта идея, развитая еще Больцманом, и поныне остается наиболее распространенной концепцией соотношения энтропии и негэнтропии в окружающем нас мире. Правда, в работах школы Пригожина сделана попытка несколько иначе поставить эту проблему. Но прежде следует отметить, что вопрос о соотношении информации и порядка был поставлен еще в фундаментальных работах Винера.

В этих работах была высказана мысль о том, что информационный подход к пониманию второго начала термодинамики лишь обобщает известный закон о возрастании энтропии в системах.

Однако, благодаря информационной постановке проблемы, речь идет уже не о хаосе в движении молекул, а о хаосе вообще. Применительно к экологической проблеме это означает, что вне зависимости от того, что именно смогут предпринять люди, сама их упорядочивающая деятельность порождает все возрастающий хаос, который неизбежно приведет к саморазрушению всякого порядка. Между тем, мысль о том, что хаос должен доминировать в мире, что порядок неизбежно поглощается хаосом, безусловно, не является столь бесспорной. Еще со времен Эмпедокла в философии была высказана идея о том, что хаос способен порождать порядок, и, более того, это неизбежный процесс. Доминирование парадигмальных концепций в физике отодвинуло на задний план эту мысль, и лишь в последние десятилетия разработка теории открытых систем позволила показать, что порядок действительно с неизбежностью порождается хаосом.

Естествен вопрос: как эти идеи проявляются и могут быть позитивно реализованы в условиях нарастающего экологического кризиса? Принципиальное значение здесь имеет тот факт, что создание и распространение информации как некоторого ресурса требует гораздо меньших энергетических затрат, чем какая-либо другая форма деятельности. Расчеты показывают, что при переходе от материальной к информационной деятельности происходит качественный скачек. Его суть состоит в том, что если процесс материальных преобразований требует максимальных затрат энергии, а следовательно, ведет к возрастанию энтропии, то при переходе к информационным преобразованиям энергетические затраты минимизируются, а тем самым информационная деятельность — это деятельность по созданию порядка.

Таким образом, переходя к проблемам нейтрализации экологического кризиса, мы можем утверждать, что благодаря информатизации всех форм деятельности человека возникнет реальный процесс, прямо противоположный тому, который привел к кризису или, по крайней мере, грозит его неотвратимостью. Если сегодня в развитых странах информационной деятельностью занято не менее половины трудоспособного населения и их число растет, то это означает, что процесс возрастания негэнтропии неявно уже реализуется. Конечно, общая качественная постановка проблемы — еще не вся проблема, а тем более ее разрешение. Вопрос заключается в том, чтобы реально оценить в какой мере эта противоречивая ситуация способна разрешиться в пользу устранения самой угрозы кризиса.

Рассматривая роль России в этом процессе, необходимо отметить два принципиальных аспекта. Несмотря на то, что разрушительные последствия деятельности человека затронули уже большую часть планеты, существуют и такие районы, где природные условия еще сохраняются. В этом отношении Россия занимает особое место. Считается, что примерно 1/3 всей неразрушенной части природы находится на ее территории, и это мощный резерв и потенциал на пороге XXI в., создающий предпосылки для лидерства России в решении экологических проблем. Вместе с тем, реализация имеющихся предпосылок станет возможной и действительной лишь в той мере, в какой для решения этих проблем будут использованы информационные процессы. Это второй аспект, резерв и потенциал России, реализующий ее лидерство в решении глобальных вопросов современности.

В нашей и зарубежной литературе можно встретить утверждения, что в информационном отношении Россия существенно отстает от западных стран. При этом обычно ссылаются на уровень развития и производства информационной техники и технологии. Однако история научно-технического прогресса показывает, что принципиальное значение здесь имеет не уже созданная техника, а тот интеллектуальный потенциал, которым обладает та или иная страна. Техника и технология существует и развивается соразмерно интеллектуальным потенциям народа конкретной страны. Между тем, во всем мире признается тот факт, что Россия обладает уникальным интеллектуальным потенциалом как в качественном, так и в количественном отношении, несмотря на все потери, связанные с социальными катаклизмами последних лет. Особо показателен тот факт, что она обладает огромным числом новейших технологий, которые использовались до сих пор либо исключительно в сфере военной техники, либо оставались на сугубо информационном уровне, так как особенности социальных условий не давали возможности для их практической реализации. Причем речь идет о таких наукоемких и высокотехнологичных продуктах, которые в состоянии обеспечить не только их конкурентноспособность, но и монопольную уникальность, пока недоступную аналогам продуктов развитых стран.

Особенность современного этапа развития экономики России характеризуется продолжающимся падением производства. На первый взгляд кажется, что именно это должно поставить ее на уровень развивающихся стран. Действительно, по многим показателям она переместилась с первых мест в середину и даже во вторую половину стран мира. Однако нужно иметь в виду, что, с одной стороны, новейшие, уже имеющиеся на информационном уровне технологии практически еще не внедрялись, а с другой — разрушению подверглись производственные мощности с устаревшими технологиями. Факт их разрушения расчищает плацдарм для мощного рывка вперед на основе преимуществ природного и интеллектуального потенциала России. Очевидно, что это возможно лишь при успешном решении тех социальных проблем, которые приводят к сокращению общего, интегрального потенциала страны, главная составляющая которого — интеллект ее народа.

Между тем, развитие информационных процессов в мире качественно меняет требования к самому человеческому интеллекту.

Уже сегодня многие формы информационной подготовки специалистов настолько устарели, что практически оказываются бесполезными и даже вредными. В условиях индустриального общества информационные потребности сводились к подготовке узких специалистов, знающих все или почти все в своей области. Но на пороге формирования информационного общества объем информации стал таким, что сфера, доступная одному человеку, предельно сократилась. Специализация становится все более узкой, тогда как потребности развития информационных систем порождали такие интегрированные процессы, которые требовали расширения базы знаний отдельного специалиста, что явно противоречило характеру его подготовки. В условиях «информационного взрыва» ситуация, казалось бы, еще более ухудшилась, однако, в 60-70-е г. появилась надежда, что информационная техника позволит резко расширить возможности интеллектуальной деятельности специалиста, и сама проблема полностью разрешима благодаря интеллектуализации информационной техники. В наши дни ситуация вновь существенно изменяется по мере осознания качественного различия между мыслительной деятельностью человека и работой компьютера. Еще недавно полагали, что проблема сводится к расширению памяти и быстродействию компьютера. Назывались конкретные цифры того и другого, обеспечивающие не только равенство разрешающих возможностей человека и компьютера, но и превосходство последних. Сегодня компьютеры превзошли подобные количественные границы, но это не привело к сближению компьютерной формы переработки информации с мыслительной деятельностью человека. Напротив, исследование проблемы показало, что компьютерное преобразование информации — всего лишь форма экстериоризации мыслительной деятельности человека. Если данные ограничения на сферы деятельности компьютеров имеют принципиальный характер, то в условиях постинформационного общества, вновь будет поставлен вопрос не только о возможностях и границах естественного интеллекта, но и о том, как растущее информационное давление влияет на человека вообще и изменяет сферу его жизнедеятельности.

Хотя естественный и искусственный интеллект представляют собой противоположности, все же в чем-то они тождественны.

Так, в тех ситуациях, когда мыслительная деятельность достаточно формализована, с информационной точки зрения компьютер частично или полностью тождествен интеллекту естественному. Например, разработка шахматных программ позволила компьютеру практически на равных играть с человеком.

Между тем, расчеты показывают, что при решении широкого круга информационных задач, сколь угодно большая скорость компьютерных преобразований информации не обеспечивает их решения, и тем не менее эти задачи решаются в рамках интеллекта естественного. Тем не менее, отрицательные последствия действия общего закона роста информации и усиления ее давления на человека возрастают. Стремительно растет и содержательная компонента информационного потока. Вместе с тем, несмотря на быстрое расширение возможностей информационной техники, например, в науке, скорость обработки экспериментальных данных замедляется. Так, если в XIX в. этот процесс, как правило, занимал дни и недели, то сегодня на обработку данных, уже полученных с космических аппаратов, уходят годы. Здесь снова обнаруживается специфика естественного интеллекта, выражающаяся в способности по особым методикам перерабатывать огромные объемы информации, хотя и с меньшей точностью, но достаточной в практическом отношении, и получать такие решения, которые позволяют ускорить функционирование самой информационной техники.

Рост информационного давления на человека имеет несколько аспектов. Существует зависимость интеллекта человека и его эволюции от характера информационного потока, в который он вовлечен. Показано, что массовые средства информации, особенно электронные, оказывают существенное, как качественное, так и количественное влияние на мыслительные способности человека, способны целенаправленно формировать определенные механизмы мыслительной деятельности. Это особенно ярко выражено у типов личности, по характеру психических процессов склонных к конформизму. А поскольку нонконформизм это лишь отрицательное выражение того же конформизма, то влияние СМИ распространяется и на этот тип.Поэтому нередко влияние СМИ оказывается больше влияния факторов самой ситуации, осмыслить которую пытается человек. Это становится возможным благодаря относительной степени самостоятельности мышления, опосредованности человеческой деятельности его пониманием ситуации. Отсюда внедренная через СМИ точка зрения становится определяющим фактором его поведения.

Вместе с тем, разработаны и применяются методики информационного программирования и кодирования мыслительных процессов. С их помощью осуществляется непосредственное воздействие на подсознание человека, что дает возможность преобразования не только способа мышления, но и психического типа личности. Тем самым возникает реальная угроза управления сознанием, интеллектом в массовых масштабах. Очевидно, это создает особый экологический аспект, в перспективе весьма опасный.

Поэтому разработка методов контроля и защиты от этой горькой части первых плодов становления «информационного общества» — важный фактор защиты экологии человека.

Все большее внимание обращают на себя энергетические носители информации. Излучение антенн, линий связи и самих аппаратов информационной техники так или иначе воздействуют на нервную систему и организм человека в целом. Вопрос о масштабе и отдаленных последствиях такого воздействия изучен недостаточно, но в некоторых аспектах его отрицательный характер уже установлен. Поскольку плотность и мощность такого излучения возрастает, то увеличивается и экологически негативная его составляющая.

Исследователям влияния информационного потока на мозг известно, что возникающие при этом перегрузки могут не только нанести существенный вред, но и полностью нарушить функционирование человеческого мозга. Опасность здесь заключается в том, что усталость центральной нервной системы проявляется иначе, чем мышечная усталость. При физических перегрузках человеку все труднее становится выполнять ту или иную деятельность. В результате он либо ограничивает ее, либо от нее отказывается вовсе, что позволяет восстановить силы. Мозг человека хотя и так же сначала обнаруживает усталость, но после определенного барьера она как бы исчезает, появляется нечто вроде «второго дыхания». Однако в действительности это приводит к неочевидному для человека, но к крайне опасному по последствиям нервному истощению. Следовательно, информационные нагрузки требуют разработки эффективных средств контроля и регулировки, причем более строгих, чем при физических нагрузках, поскольку природа не сталкивалась доселе со столь мощным уровнем информационного давления и не выработала действенных механизмов контроля и защиты.

В то же время недостаточная загруженность информационной деятельностью также отрицательно сказывается на здоровье человека. Средняя продолжительность жизни у людей, занятых интенсивным интеллектуальным трудом, превышает этот же показатель не занятых таким трудом, но живущих в тех же социальных условиях. Таким образом, уровень воздействия информационных нагрузок на естественный интеллект должен рассматриваться наряду с такими же важными факторами здоровья, как правильное питание, физические нагрузки и т.п.

К комплексу нерешенных информационных проблем относится и проблема объема человеческой памяти. Чисто феноменологические исследования показали, что объем человеческой памяти практически безграничен. Хотя и редко, но встречаются люди, обладающие абсолютной памятью. Предполагается, что это не исключение, а правило. Эксперименты показывают, что память хранит гораздо больше информации, чем об этом может судить сам человек. Разработка так называемых суггестивных методов позволяет существенно повысить эффективность усвоения информации, при котором она может быть легко востребована и использована человеком. Не исключено, что развитие этого направления исследований позволит каждому человеку использовать практически всю доступную ему информацию.

Таким образом, анализ перехода к информационному и постинформационному обществу показывает, что хотя качественно меняющаяся действительность ставит перед обществом новые проблемы, в нем самом подготавливаются и средства для их решения. Особо важное, приоритетное значение в ряду этих средств приобретает резкое повышение эффективности информационной деятельности, структурно упорядочивающей и минимизирующей энергетическо-вещественную составляющую техногенного давления на социо-природную среду и самого человека. Развитие информационного направления в России — один из аспектов ее возвращения в круг мировых лидеров и, одновременно, содержит возможность преодоления экологического кризиса в старых и новых формах его проявления.

Комментарии

Добавить комментарий