К вопросу о толерантности в поликонфессиональном обществе

[42]

В последнее время, для мирового сообщества, как никогда ранее, становится актуальной проблема гуманизма и толерантности. Для России эта проблема актуализируется еще более конфессиональной структурой страны. Характерная черта конфессиональной структуры России состоит в том, что в ней есть религия большинства, по отношению к которой остальные конфессии выступают как религиозные меньшинства. При этом, религия большинства глубоко интегрирована в отечественную историю и культуру и составляет существенную сторону культурно-национального менталитета значительной части граждан страны.

В светском государстве, которое включает в себя множество конфессий, должен функционировать принцип правового равенства религий. Однако, как в нормативно-правовых актах, так и, причем чаще всего, на практике этот принцип постоянно нарушается. Причем, предпосылкой для таких нарушений служит неравенство социального статуса различных религий. Предполагается, что государственные органы всех уровней, в своей вероисповедной политике полностью отвлекаются от различий в социальном статусе религиозных организаций, при этом руководствуясь принципом светскости государства и рассматривая религию, как исключительно частное дело граждан.

Обеспечение формального и, особенно, фактического равенства между религиозными организациями, как и их равенства перед законом, предполагает постоянные усилия общества и го- [43]
сударства во многих направлениях. В первую очередь это относится к сфере законодательной. Как показали исследования Российского независимого института социальных и национальных проблем, 83% населения нашей страны не знают Закона о свободе вероисповедания. В России нет законодательно четко зафиксированной обязанности государства обеспечивать равенство и терпимость между религиями и религиозными организациями. Естественно, речь идет не только о декларации этих принципов, но, что самое главное, о безусловном их выполнении всеми членами общества. И несомненно, что очень важно учитывать в реальной государственной политике все возможные последствия сугубо светских действий в конфессиональной среде. Между тем, именно в многоконфессиональном обществе, где религиозное тесно переплетается с национальным, единственно разумной становится политика, которая строит отношения между государством и церковью на основе их разделения. Так как государство обязано одинаково защищать интересы и права своих граждан вне зависимости от их религиозных убеждений и принадлежности к той или иной церкви. В светском государстве, граждане, принадлежащие к различным религиозным сообществам, должны иметь равные возможности проявлять свои убеждения, и это никоим образом не должно задевать их гражданские и политические права и не должно устанавливать какие-либо привилегии.

Немаловажное значение для обеспечения равенства религий в поликонфессиональном государстве приобретает и подъем общей культуры народа. Причем, нельзя ограничиваться повышением лишь правовой культуры. Все зависит от утверждения в обществе толерантных традиций, от культуры, которая воспитывается с детства, от характера образования и воспитания. Поэтому было бы целесообразнее изучать основы религиоведения еще в школе, чтобы познакомить растущее поколение со всеми религиями. И главной целью преподавания знаний о религии должно стать обеспечение свободного и осознанного выбора своих мировоззренческих установок, а так же формирование доброжелательного отношения к любому другому религиозному или мировоззренческому выбору.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий