Педагогические аспекты изучения религиозного феномена в программе подготовки технических специалистов ВМФ РФ

[45]

Сразу же необходимо уточнить, что к рассмотрению этой проблемы, заставляет обратиться не только важность ее осмысления, но и необходимость ежедневного поиска ее практических решений в педагогической практике. Предложенная к рассмотрению и дискуссии тема вполне может быть отнесена к основным духовно-мировоззренческим проблемам нашего общества. Обоснование мировоззренческих позиций сегодня является целью и всего общества, и социальных групп, и каждой отдельной личности. И в этом смысле немаловажно не только обосновать собственную точку зрения, но и договориться, в перспективе, о схожих позициях с нашей молодежью, т.е. с собственным будущим. Таким образом проблема формирующихся взаимоотношений общества и религиозных конфессий, несмотря на всю свойственную ей специфичность, должна стать предметом рассмотрения как проблема педагогическая.

Значительные трудности состоят в недостатке учебного времени, отводимого на гуманитарные науки в целом (речь идет о технических вузах) и в рамках учебных программ отдельных дисциплин, которые, как правило, жестко регламентируют время на изучение вопросов религиозного феномена. Здесь мы явно имеем дело с тенденцией отставания образовательных программ от реалий педагогической практики.

Помимо этого, мы вынуждены констатировать преимущественную направленность большинства учебных программ и пособий на историческое (и явно недостаточное теоретическое) осмысление вопросов религии. Безусловно, без изучения истории развития религий мы не сможем осуществить системного подхода к исследуемому феномену, но без теоретической базы совершенно невозможно перейти к анализу явления. Только вполне известный путь развития знания — от практики к теории и от теории к практике — может реально продвинуть нас в конкретной деятельности. При всем уважении к факту как таковому, к важности изучения трансформации феномена и его значения и функций в истории развития человечества нам необходимо подходить к рассмотрению социально-значимых явлений в исторической перспективе не только прошлого, но и будущего. На сегодняшний день достаточно сложно говорить даже о формировании у обучающихся собственного научно-обоснованного отношения к проблеме, т.к. мы не всегда можем предложить им достаточный понятийный аппарат и осветить круг вопросов в должной мере. Эта проблема тем более актуальна, если учесть наличие определенных личностных установок в отношении [46] к религии или определенным религиозным направлениям у значительной части поступающих в вузы.

К сожалению, тот объем учебного материала и в той последовательности, в которой он предлагается, является необходимым, но определенно недостаточным для формирования целостного взгляда на роль и значение религиозного феномена в сегодняшней действительности.

Вероятно, ни для кого не секрет, что самостоятельно вносимые преподавателем в процесс обучения вопросы религиозного характера часто отражают слишком субъективный, глубоко личностный подход к рассматриваемой проблеме. Вопросы религии, религиозного сознания и приверженности тем или иным религиозным традициям слишком часто в процессе обучения переходят к процессу убеждения в правильности-неправильности, приемлемости-неприемлемости тех или иных взглядов, иногда граничащих с агитацией. Да, абсолютно безэмоциональный уровень преподавания не только невозможен, но и профессионально недопустим, но, вероятно, все-таки следует помнить, что задача обучения — переход от обыденного уровня осмысления проблемы к теоретическому, а не принятие веры, по крайней мере в светском учебном заведении (уточним, что целью обучения в религиозных учебных заведениях является укрепление в вере).

Вышеназванные проблемы являются следствием отражения в педагогическом процессе реалий нашего общества. Проблема, несомненно, в том, что само общество с трудом осознает необходимость деликатного подхода к проблемам веры и верующих.

Попробуем обозначить основные принципы решения проблемы взаимоотношений гражданского общества и религии в процессе обучения в вузе.

1. Проблема, которую мы обсуждаем, это, — с одной стороны, вопрос о положении церкви и религиозных организаций, их статусе, их взаимоотношениях между собой и государством; с другой — касается роли религии и церкви в будущем России, в ее возрождении. Эти две составляющие постоянно смешиваются и подменяются одна другой, что, несомненно, отрицательно сказывается на формировании и общественного мнения, и мировоззренческих позиций.

В рамках учебного процесса у нас есть возможность четкого разделения этих существенно различных сторон рассматриваемого явления и именно этой позиции нам, вероятно, стоит придерживаться.

2. В рамках теории построения гражданского общества мы должны отстаивать необходимость самого строгого выполнения конституционного принципа отделения религиозных организаций и объединений от государства, неуклонного и неукоснительного выполнения принципа равенства религий и религиозных объединений перед законом.

Обеспечение действительного равенства религиозных организаций предполагает постоянные усилия общества и государства по наиболее общим направлениям.

Первое. В сфере законодательной, правовой необходимо зафиксировать соответствующими нормативно-правовыми документами обязанность государства обеспечить равенство между религиями и религиозными организациями, между верующими и неверующими, а так же обязанности должно- [47] стных лиц. В деятельности государственных официальных лиц, часто осуществляются действия, косвенно связанные с религией, которые могут иметь последствия в сфере межконфессиональных отношений. Поэтому важно учитывать в реальной политике возможные последствия сугубо светских действий в конфессиональной среде, особенно при принятии решений. К сожалению, никто — с точки зрения выполнения закона — на эту сферу общественной жизни не обращает внимания. Главное же состоит в том, что на сегодняшний день нет четкой концепции отношений государства и церкви. Нет механизма решения повседневно возникающих проблем в этой деликатной сфере на всех уровнях власти.

Отлаживание коституционно-правовой базы свободы вероисповеданий должно вестись по трем объектам правового регулирования: собственно верующие; верующие как члены конкретной религиозной общины; церковь как субъект публично-правовых отношений. И многие вопросы, которые так остро встают сегодня перед обществом, должны решаться в соответствии с тем, к какому конституционно-правовому блоку они относятся.

Второе. Многое в налаживании нормальных взаимоотношений между конфессиями зависит и от действий самих религиозных лидеров.

Характерные черты конфессиональной структуры России состоят в том, что, с одной стороны, в ней есть религия большинства, по отношению к которой остальные конфессии выступают как религиозные меньшинства; с другой стороны — исторически сложившийся принцип расселения основной массы населения по этнонациональному признаку. Учитывая тесную связь религиозного самоотождествления с национальными, этническими традициями, что характерно не только для России, в наших условиях мы должны всегда помнить о локальности центров преобладания той или иной религии. Таким образом, признавая, что православие составляет существенную сторону культурно-национального менталитета значительной части граждан страны, что оно глубоко интегрировано в отечественную историю и культуру, нельзя забывать, что эта же ситуация проявляется и в ряде национально-государственных образований Российской Федерации, например, в Татарии, Калмыкии, Чеченской республике — но уже с другими религиями-лидерами и по принадлежности основной массы населения региона. Поэтому, направляя усилия на корректировку законодательства и совершенствование практики его применения в сфере государственно-церковных отношений, крайне опасно исходить из того, что статус решений определяется их массовостью. Такой подход ведет к усилению противоречий между конфессиями и межнациональным трениям, а конфессиональная и национальная нетерпимость в нашей стране сейчас усиливается. В младших поколениях, особенно среди 16–17-летних, как показывают социологические исследования, она в два-три раза выше, чем в старших поколениях.

Таким образом, общество должно и имеет полное право обращаться к самим религиозным движениям и организациям, в первую очередь к их лидерам, с требованием принять участие и направить свои действия на стабилизацию обстановки в регионах, где соответствующие религиозные учения являются доминирующими. Сегодня многие религиозные деятели и объединения занимают активную социальную позицию, которая является [48] одним из лучших способов налаживания контактов между церковью и обществом. Речь идет о традиционных религиозных движениях и конфессиях (роль в обществе нетрадиционных для России религиозных организаций оценивать достаточно сложно). Тем более общество вправе рассчитывать на целенаправленное распространение настроений и опыта сотрудничества по инициативе самих религиозных организаций. Сегодня необходима конструктивная созидательная активность всех заинтересованных сторон. Как невозможно достичь реализации прав граждан без участия самих граждан, так и нельзя ожидать достижения определенного социального положения религии в обществе без соответствующих усилий самих религиозных организаций.

Один из самых насущных вопросов сегодня — борьба с экстремизмом, в том числе и религиозным. И здесь, соблюдая принцип невмешательства государства в собственно религиозную деятельность, общество, тем не менее, вправе настаивать не только на публичном осуждении конкретных чудовищных актов экстремизма под религиозным флагом, но и на соответствующих действиях внутри религиозной организации, направленных на формирование определенных качеств религиозного сознания. Отметим, что в «Декларации об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации в связи с религией и убеждениями», принятой на Генеральной ассамблее ООН в 1981 г. допускается, что свобода открытого следования своей религии или убеждениям может быть ограничена, «такими предписаниями закона, которые необходимы для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья и нравственности или основных прав и свобод других людей» (ст. 1, п. 3).

Третье. Главное в обеспечении равенства религий — формирование соответствующего мировоззрения в обществе. Все зависит от утверждения в обществе толерантных традиций, от культуры, которая воспитывается с детства, от характера образования и воспитания. Конечно же, воспитание такой культуры — процесс длительный, тем более важно начать работу как можно раньше и осуществлять ее постоянно, в первую очередь в сфере образования.

К сожалению, в реалиях российской государственной практики, в общегосударственной жизни демократический по своему происхождению и по существу принцип отделения церкви от государства так и не получил демократического наполнения. Конституционный принцип отделения церкви от государства и по сей день многими воспринимается не как реально воплощающийся, а как декларация, как символ цивилизованного общества и дань приличиям. Этот подход может быть изменен в процессе получения высшего образования, в первую очередь через осознание ценности правового государства, в котором граждане, принадлежащие к различным религиозным обществам, имеют равные возможности проявлять свои убеждения так, что это никоим образом не задевает их гражданские и политические права. Государство же обязано одинаково защищать интересы и права своих граждан вне зависимости от религиозных убеждений и принадлежности к той или иной церкви.

Отделение церкви от государства не означает, во-первых, отделения общества от религии, а во-вторых, не снимает с государства обязательств и ответственности за состояние этой сферы общественной жизни. Должны быть созданы фактически одинаковые условия, право как на религиозное [49] самоопределение личности, так и на отсутствие такового. Когда мы говорим о правовом положении различных конфессий, об их социальном статусе, и т.п., то не имеем права забывать о большой группе населения — неверующих. Распространение законодательства и на данную группу населения должно способствовать тому, что в обществе будет развиваться идейный плюрализм.

Если же обратиться к научным моментам исследования положения религии в гражданском обществе и педагогическим аспектам ее решения, то мы должны будем признать, что именно научный атеизм в качестве позиции исследователя в значительной мере гарантирует нас от тех или иных «кренов» и предпочтений.

Отмечая особенности профессиональной подготовки выпускников технических вузов, в частности, военных институтов, где необходимо прививать курсантам навыки групповой деятельности, существования в коллективе, постоянного взаимодействия с определенной микросредой, мы тем более обязаны обеспечить им соответствующую мировоззренческую, теоретическую и психологическую подготовку в вопросах религиоведения. Более того, сегодня реально необходимо повышение теоретической подготовленности преподавателей в этой сфере, т.к. очевидно наметилась тенденция к повышению интереса слушателей (курсантов) к религиозным проблемам и осознание ими необходимости этих знаний. В первую очередь это объясняется особенностями военной службы и дислокации воинских частей и гарнизонов. Офицер должен уметь ориентироваться в том числе и в особенностях психологического и мировоззренческого склада местного населения.

Таким образом, с точки зрения изучения взаимоотношений гражданского общества и религии мы должны:

  • особо отметить необходимость соблюдения законодательства в области свободы совести и вероисповедания;
  • придерживаться принципа построения поликонфессионального общества на основе равенства религий перед законом и охранения прав граждан как внутри общины, так и за ее пределами;
  • прилагать усилия к сближению социальных позиций: диалогу конфессий и общества в целях построения правового государства и гражданского общества, гарантирующего свободу выбора вероисповедания и идейный плюрализм.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий