[20]
Состояние выбора и второй закон термодинамики
Современное состояние общества характеризуется как состояние глобального кризиса, обусловленное многочисленными причинами, которые ставят под сомнение не только благополучие человечества, но и само его существование на планете.
[21]
Если рассматривать состояние кризиса с точки зрения синергетики, то оно соответствует состоянию исчерпанности прежних возможностей, состоянию утраты ориентира, смысла дальнейшего развития. В то же время это переход в точку бифуркации, в состояние выбора нового пути. Очень упрощенно этот процесс можно проиллюстрировать известной схемой, приведенной на рис.1.
Кризис — это сложное состояние, в котором одновременно присутствуют и конец, и будущее начало. Но драматизм ситуации, с которым собственно и связывается понятие кризиса, проявляется в тот момент, когда будущее еще не осознано, когда оно нежеланно, а воображение рисует только негативные последствия, связанные с крахом прежнего, привычного состояния. Инертность мышления чаще всего не позволяет в этом состоянии открыться навстречу будущим возможностям и перспективам; сознание цепляется за старые формы своего бытия, поскольку просто не знает, как распорядиться своею свободой.
Рис.1. Схема эволюции открытой сложной нелинейной системы: А — исходное состояние; В, С, D — точки бифуркации
Известный швейцарский психолог и философ К.Г. Юнг, рассматривая проблему расходования психической энергии в момент ее высвобождения (мы бы сейчас сказали, в точке бифуркации), писал о важности установки сознания, а, следовательно, качества мышления. В то же время он отмечал, что, как правило, у обычных людей энергия перетекает сверху вниз, от высшего к низшему, от сознания — к его Тени. В результате возникает привязанность к более низкому уровню и зависимость от него: «…сознание располагается в определенном смысле сверху, а Тень — снизу, и так как высокое стремится к низкому и горячее — к холодному, то каждое сознание, возможно не догадываясь об этом, ищет свою бессознательную противоположность, без которой оно осуждено на застой, измельчение и закоснение. Лишь от противоположности зажигается жизнь» 1.
[22]
Проблема в том, что противоположность, как правило, находится на более низком уровне. Движение происходит, «жизнь зажигается», но качество этой жизни, зарожденной выброшенным в силу необходимости избытком энергии, оказывается невысоким. Можно сказать, что в соответствии со вторым законом термодинамики произойдет самопроизвольное перетекание потока психической энергии по уклону сверху вниз. Сама система при этом качественно не изменится, она просто из возбужденного состояния перейдет в состояние равновесия; при этом качество энергии, трансформированной сознанием, ухудшится; произойдет то, что в физике называемая деградацией энергии. Такой характер адаптации к входящим в сознание потокам энергии приводит к росту энтропии в окружающей среде, само же сознание никаких эволюционных изменений не претерпевает. Вот почему благополучный человек как бы застывает в своем развитии на одном уровне: ему хорошо, потому никаких усилий для переустройства собственного сознания и жизни он не прилагает. Поэтому «тепленькие не пригодны для эволюции». Да и синергетика говорит о том, что системы, способные к самоорганизации, начинают строить структуры только тогда, когда оказываются на грани выживания.
Но наряду с обычным жизненным типом людей Юнг рассматривает людей противоположного, героического типа, способных реализовать негэнтропийный механизм, направленный не на расходование, а на концентрацию энергии. Тем самым он приходит к выводу, что устремление к расширению сознания, то есть познанию необычных образов, незнакомых энергий редко реализуется на фоне того, что принято называть хорошим здоровьем. Конечно, с позиций теории самоорганизации это вполне объяснимо — для того, чтобы система адаптировалась к изменениям во внешней среде и научилась адекватно реагировать на них перестройкой своей структуры, необходимо определенное время. Замедленная реакция на изменившиеся условия приводит к застоям в русле энергетического потока, после которых может последовать взрыв, разрыв структурных связей, то есть нарушение психического здоровья. Хорошо известно, что у тонко чувствующих людей наблюдаются именно такие явления. Очень часто мозг гения не выдерживает непомерной нагрузки, и творческая жизнь завершается психиатрической больницей.
Ученые, использующие междисциплинарный подход в исследовании таких сложных систем, как психика и сознание, говорят о том, что к творческой сфере человеческого организма можно подходить как к органу или органам, организованным в более или менее сложную систему: «Эти органы вполне реальны, они развиваются, функционируют, распадаются, восстанавливаются по [23] особым законам. …Их нельзя непосредственно осязать, ощупать, хотя они так же, как и орудия труда, входят в схему нашего тела. Мы знаем зону досягаемости руки, длину шага, величину прыжка, скорость бега. Мы также хорошо знаем остроты зрения, тонкость различения, возможности памяти, степень собственной разумности, хотя, конечно, возможны и ошибки, и иллюзии. Эта построенная индивидом система органов, орудий, вступающая в идеальный контакт с реальностью, необходима субъекту для проигрывания определенных вариантов поведения и деятельности. …образы и представления — это такие же органы, как печень и сердце» 2.
Таким образом, перед современными учеными психическая реальность выступает как система функциональных органов индивида, своего рода «духовный организм», имеющий сложное строение и разнообразные связи с окружающей средой. Подобные выводы делаются и в отношении сознания. Отсюда следует, что, как и всякий другой орган, психика и сознание могут быть здоровыми и больными, могут гармонично встраиваться в жизнь физического тела, а могут, разрушив тонкие связи с ним, жить своей собственной жизнью.
Большие надежды в исследовании творческой активности человека, особенно в кризисных ситуациях, в настоящее время возлагаются на науку о взаимодействии и самоорганизации — синергетику. Синергетика, изучая механизмы возникновения кризисных ситуаций и разрабатывая способы их преодоления, особое внимание уделяет анализу возможных путей выбора, а также оценке тех потерь, которые неизбежно сопровождают тот или иной выбор. При этом наука говорит о том, что существует ограниченное число сценариев, по которым может пойти нелинейная система в своем развитии после точки бифуркации. Однако, эффективно прогнозируя возможные варианты поведения сложных систем самой различной природы, синергетика не берет на себя ответственность прогнозировать те ситуации, в которых на первый план выходит человек со своей тонкой психической организацией, часто не подчиняющийся в своем поведении известным законам физики.
Вот что пишет по этому поводу Е.Н. Князева, известная своими фундаментальными исследованиями в области синергетики: «Синергетика имеет дело с макросоциальными процессами и общими тенденциями развития общества….Индивид как отдельная независимая личность фактически оказывается оставленным синергетикой в полной неясности. Во-вторых, [24] синергетика практически не учитывает роль сознательного фактора духовной и идеологической сферы. Синергетика не рассматривает возможность человека прямо и сознательно противодействовать макротенденциям самоорганизации, которые присущи социальным сообществам. …словом, синергетика не принимает во внимание социальную рефлексию и возможное противодействие…» 3. А.П. Назаретян, автор известных трудов по синергетике, исторической психологии и футурологии, исследуя векторы исторического процесса, обнаруживает неразрешимое противоречие между всемогуществом второго закона термодинамики в физическом мире и постоянным нарушением этого закона в сфере эволюции сознания 4.
Негэнтропийный механизм эволюции. Синергетика, изучающая эволюционирующие целостности, показывает, что сложная нелинейная система эффективно противостоит разрушительному действию хаоса только в том случае, когда она находится вдали от равновесия по отношению к окружающей среде. То же самое можно сказать и о человеческой личности, которая, стремясь сохранить свою индивидуальность, всеми силами старается противостоять слиянию с массами, то есть пытается реализовать негэнтропийный механизм своего развития. Равновесное состояние — это неподвижность, бесформенность, отсутствие целостности, это хаос — застывший мир без души. А мир без души — это, по образному выражению Плотина, «мертвенно-неподвижное нечто», «безжизненная», «громадная инертная масса», «только труп, земля и вода, и даже нечто худшее — темная бездна вещества и какое-то небытие…» 5.
Итак, равновесное состояние — это хаос, мир без форм. Но ведь и высшие состояния характеризуются отсутствием форм: Абсолют — это состояние, в котором Космос превращается в Ничто, то есть в нечто бесформенное с точки зрения человеческого разума. В чем же разница с точки зрения энергетического подхода между этими двумя прямо противоположными состояниями: бесформенным хаосом и бесформенным духом-творцом?
Синергетика, изучающая механизм возникновения диссипативных структур, уже может ответить на этот вопрос — основное различие в этих состояниях заключается в качестве энергии. Качество диссипативной структуры, как неравновесной системы, зависит от качества создающей ее энергии. Бесформенный хаос, элементы которого инертны и не способны [25] к согласованному действию, никогда не сможет стать источником направленного энергетического импульса и поэтому не сможет стать творцом.
Энергия струи горячего пара, вырвавшейся из котла, ничего не создаст, а только разрушит. Высококонцентрированная энергия лазерного луча, направленного на инертное твердое вещество, способна образовать из него живой, пульсирующий плазменный сгусток, откликающийся на внешние воздействия. Залог творчества сложного целого — гармоничное объединение элементов, мощный согласованный импульс, высокое качество энергии.
Логика подсказывает, что самое мощное, самое согласованное действие Космоса-Творца будет достигнуто тогда, когда материя в процессе своих многочисленных трансформаций максимально приблизится к духу, и вместо пропасти между ними останется одна-единственная энергетическая ступень. Завершение — это не пугающий Сфайрос — Шар Любви, образовавшийся в результате «слияния всей вещественной и духовной субстанции Космоса» 6, не конгломерат, обремененный малоподвижными, инертными структурами, а единство самого чистого духа и самой легкой материи, в которую преобразуются в процессе эволюции все виды материи плотных и тонких сфер.
В своем высшем сотрудничестве Дух и Материя строят любые формы Космоса, и в этом сотрудничестве вместо смерти — бессмертие, сознательное перетекание из формы в форму путем гармоничного взаимного обмена энергиями. На Высших Уровнях исчезает механизм, называемый диссипацией энергии, механизм, приводящий к порождению хаоса, т.е. смерти. Человек, научившись творить из хаоса любые формы для своего сознания, преодолеет смерть, разрушит свою зависимость от физического тела. Но прежде чем будет достигнута эта победа, человеку предстоит пройти трудный путь, поскольку, только расширив свое сознание, сможет он, согласно учению Живой Этики, «разодрать завесу Майи», отделяющую его от состояния, где «ВРЕМЕНИ НЕТ», где «ВСЕ ЗДЕСЬ И НЫНЕ».
Путешествие человеческой Монады. Обладая верой и соответствующим уровнем сознания, человек может откликнуться на зов космической жизни, может с готовностью открыться новым идеям, дающим надежду, открывающим смысл жизни. Синергетика говорит о том, что знание цели — аттрактора начинает перестраивать, формировать состояние системы с того момента, как эта цель осознана (или система в силу каких-то внешних обстоятельств выходит на этот аттрактор). Но что нужно делать, если говорится, [26] что человек должен достичь всего «своей ногой и рукой»? Как быть, когда уже никто не поведет за руку, как малое дитя? С чего начать, когда пришел момент самостоятельного действия?
К.Г. Юнг, описывая способы выхода из различных кризисных состояний, подчеркивал, что для эффективного лечения необходимо знать не только прошлую жизнь человека, но и те перспективы, которые он видит перед собой. Значит, современному человечеству, оказавшемуся перед выбором своего дальнейшего пути, необходимо разобраться, кто мы такие, откуда пришли и куда направляемся. Для того, чтобы понять, как стать творцом, нужно вначале понять, что значит быть человеком. Гаутама Будда уже давно сказал: «Человек — это процесс». Откуда и куда направлен этот процесс, в XIX в. разъяснили Учителя Востока через Е.П. Блаватскую: «Эзотерическая Философия века назад решила проблему, чем человек был, есть, и будет; его происхождение, жизненный цикл — нескончаемый на своем протяжении последовательных воплощений, или новых рождений, — и его конечное погружение в Источник, откуда он получил начало» 7.
Итак, человек — это промежуточное состояние на пути эволюции, в котором уравновешиваются духовная и материальная компоненты, составляющие его сущность. Отклонение от состояния равновесия вниз — переход обратно к человекозверю, устремление вверх — достижение состояния богочеловека.
В «Тайной Доктрине» говорится о том, что человеческая Монада совершает свое эволюционное путешествие, постепенно погружаясь в Материю и затем снова возвращаясь к своему источнику — Абсолютному Божеству. Схематично этот путь изображается не в виде прямого отрезка, по которому могли бы происходить погружение и подъем, но в виде петли, состоящей из двух дуг — нисходящей и восходящей (Рис.2). Причем тонкая структура каждой из этих дуг имеет вид спирали — это означает, что спуск и подъем происходят медленно и с разными скоростями на разных участках, подтверждение чему мы находим в «Тайной Доктрине»: «…превращения, через которые прошел человек по нисходящей дуге — которая центробежна для Духа и центростремительна для Материи, — и те, через которые он подготавливается пройти в будущем на своем восходящем пути, которые повернут обратно направление этих двух сил — именно Материя станет центробежной, а Дух центростремительным…» 8.
[27]
Рис.2. Путь, совершаемый человеческой Монадой в процессе эволюции
Посмотрим на схему, изображенную на рис.2. Не напоминает ли нам это петлю гистерезиса — закономерность, хорошо знакомую из физики, химии, биологии? Разные направления — разная степень устремления или сопротивления. Современное человечество находится в срединной точке, оно уже вроде бы устремилось вверх, но привязанность к материи пока еще крепко держит. Говоря языком синергетики, это состояние можно охарактеризовать двумя аттракторами, двумя притягивающими центрами, которые находятся в состоянии борьбы и разрывают человека на две части — духовную и материальную.
Современная наука (и, в частности, биофизика) уже пришла к выводу, что человек — это сложное целое; его структуры (кровеносная, дыхательная, нервная и прочие системы) имеют фрактальное строение, благодаря чему они тесно переплетены и активно воздействуют друг на друга. Но открываем «Тайную Доктрину» и с удивлением обнаруживаем аналогию сложного целого с фрактальной структурой в определении понятия человек, только переплетены в этом целом тело, душа и дух, поддерживаемые каждое своим энергетическим полем: «Человек — это маленький мир, — микрокосм внутри великой Вселенной. Подобно утробному плоду, он поддерживается подвешенным всеми своими тремя духами в утробе макрокосма; и в то время, как его земное тело находится в постоянной симпатической связи со своим породителем землей, его астральная душа живет в согласии со звездной Anima Mundi. Она в нем так же, как он в ней, ибо насыщающий всю вселенную элемент заполняет все пространство и сам есть пространство, только безбрежное и бесконечное. Что касается его третьего духа, духа божественного, то чем же он может быть, как [28] не бесконечно малый луч, одного из бесчисленных излучений, исходящих непосредственно из Высочайшей Причины — Духовного Света Мира? Это троица органической и неорганической природы — духовной и физической, три в одном… Все, существующее в этой видимой вселенной,…само есть космическая триада» 9.
Мы узнаём в этом описании то, что И. Пригожин назвал диссипативной структурой, возникающей из хаотически расположенных элементов, вдруг оказавшихся во внешнем силовом поле. Только здесь присутствуют три структуры, взаимопроникающие, взаимопереплетающиеся, существующие каждая в своем поле и образующие все вместе единое целое — человека.
Человек, не осознающий все свои тела, но интуитивно чувствующий их, знает, как трудно бывает, когда тело, душа и дух утрачивают свое единство. Но человеку предстоит не только осознать единство своих собственных тел. Ему нужно будет научиться сотрудничеству с такими же единствами, как он сам, то есть сознательному взаимодействию с другими людьми на всех этих уровнях. Изучение дальнодействующих корреляций в системах с фрактальной структурой позволяет понять, что такое Групповая Душа, частью которой предстоит стать человеку. В составе коллективного Космического разума человеку предстоит стать сотрудником Высших Сил — Космической Иерархии.
Но эта цель может быть достигнута только в том случае, если в противовес второму закону термодинамики будет реализован негэнтропийный механизм — постепенное накопление энергетического потенциала, планомерное восхождение по эволюционным ступеням. Но где взять силы? Как преодолеть хаос и не рухнуть вниз? Для этого необходимо осознать Космические Законы и сознательно подчиниться им, а, значит, принять существование Высших Сил, Иерархии, Бога…
Но, даже смирившись с наличием вышестоящего иерархического уровня, человек все-таки настороженно задумывается о своей свободе, о том, как может сочетаться свободная воля с законами, то есть с той предопределенностью, в которой видится пугающая неизбежность, зависимость — Судьба. Но сказано: «Человек определяет свое назначение в Космосе. Сказать, что назначение проявляется только течением эволюции, значит сделать из человека мяч судьбы. Судьба, или Космос, или Беспредельность — можно определить, как хотите, но утверждать, что человека несет течение эволюции без участия его воли — значит разобщить его с Космосом….В ядре духа найдем тот путь, который ведет к Беспредельности» 10.
[29]
Управляющие параметры и свобода выбора
Человек так устроен, что больше всего на свете ценит свою свободу. Даже упрямство в неприятии высших ценностей является проявлением его свободы выбора. Но свобода бывает разной, ибо число степеней свободы определяется широтой сознания личности.
Может показаться, что наиболее свободное состояние — это состояние хаоса, в котором на систему не оказывается никаких внешних воздействий. Но это состояние, в котором энергетический потенциал системы минимален, поскольку ограничивается ее собственными возможностями, то есть тем запасом энергии, которая сконцентрирована в ее структурных связях. Поэтому и свобода может быть реализована в очень узких рамках.
Жесткий порядок — это монолитный кристалл, в котором степени свободы ограничиваются до минимума самой структурой системы. Беспредельность… Само это слово уже ассоциируется с бесконечным числом степеней свободы, с беспредельными возможностями. Однако эта беспредельность реализуется благодаря космической целостности, Высшему Единству — состоянию, которое приобретается через опыт и принятие ответственности за последствия любого действия.
С точки зрения синергетики, одним из основных свойств сложной целостной системы является иерархический принцип ее организации. В то же время сама система является одним из звеньев в системе более сложной организации. Энергетические потоки, поступающие с более высоких иерархических уровней, поддерживают жизнь системы. Эти потоки порождают новые структуры, а затем поддерживают их, когда внутренние ресурсы системы истощаются. Циклически поступающие извне порции энергии перераспределяются системой между ее различными уровнями и подуровнями, что позволяют ей поддерживать свою структуру, то есть противостоять росту энтропии. Однако это противостояние возможно только до тех пор, пока не будут исчерпаны энергетические ресурсы системы. Без внешней подпитки рано или поздно все живое переходит в состояние равновесия с окружающей средой, то есть умирает.
Внешние потоки, поддерживающие жизнь сложного целого, называются управляющими параметрами. Фактически управляющие параметры отражают те законы, которым должна подчиняться сложная система в силу своих природных особенностей. Но управляющие параметры имеют свойство время от времени изменять свои значения, уменьшая или увеличивая мощность энергетических потоков, поддерживающих систему, изменяя характеристики частотного спектра этих потоков.
[30]
Моменты таких изменений в характеристиках управляющих параметров переживаются системой как катастрофа.
Управляющие параметры определяют сроки, к которым система должна успеть перестроиться и стать готовой к приему новых энергий. Перестроится ли система к этим срокам, зависит от состояния системы, от ее способности осознать необходимость такой перестройки. Самым большим препятствием в продвижении системы, порождающим кризисное состояние в моменты бифуркаций, является ее инертность, стремление продолжать движение по прежнему пути. Такая инертность вызывает обратный удар, и чем выше скорость, с какой система продолжает двигаться по пути уже изживших себя возможностей, тем сильнее удар, который она примет на себя. Этот удар в синергетике называется встряхиванием, хаотизацией системы и предназначен он для того, чтобы освободить систему от тех инертных связей и элементов, которые препятствуют ее перестройке.
Тот, кто находится внутри системы и не осознает закономерностей своей собственной эволюции, такой удар воспринимает как разрушительное несчастье — зло, с которым необходимо бороться. С точки же зрения тех, кто видит пагубность дальнейшего движения системы по инерции, такое встряхивание является жесткой, но необходимой мерой, которая позволит сделать систему более чувствительной к новым энергетическим потокам, без которых в будущем она просто погибнет. Так зло, являющееся таковым с точки зрения ограниченного сознания, превращается в добро при рассмотрении его с позиций сознания, достигшего более высокого уровня развития. Так с помощью управляющих параметров, то плавно, то жестко, система выводится на глобальный аттрактор, то есть к конечному состоянию.
Но слепое подчинение — это кибернетическое устройство. Как же тогда быть со свободой выбора? Особенность эволюции открытых сложных нелинейных систем, которым, как известно, нельзя навязать путь развития, состоит в том, что между разными иерархическими уровнями устанавливается механизм обратной связи, усиливающий или ослабляющий воздействие управляющих параметров. Система под действием тех или иных факторов (у человека это сила воли) сворачивает многообразный спектр своих структур и высвободившуюся энергию направляет на переход в новое фазовое состояние. Она сама пытается сформировать зачатки новой структуры — то основание, на которое хлынут потоки тонких энергий. «Дам многое, было бы к чему приложить» — это сказано именно о таком механизме самостоятельной перестройки.
[31]
Заключение
Состояние глобального кризиса, к которому пришло человечество, одновременно сопровождается потоком открытий в сфере научного знания — творческий импульс человека требует своей реализации. Но куда дальше направить свою творческую энергию, какие глобальные проблемы разрешить для подъема на следующую эволюционную ступеньку — ни наука, ни философия пока не в состоянии дать ответа на этот вопрос.
Но мы имеем в своем распоряжении источники Божественной Мудрости — Библию, Коран, Учения Востока, теософию, а теперь и Учение Живой Этики — новую философскую систему, являющуюся сокровищницей подсказок для тех, кто уже достиг определенного понимания эволюционных механизмов. Сознание созрело, поэтому достаточно небольшого намека, чтобы возникла стройная структура мышления, чтобы из хаоса мыслей сформировался определенный порядок. Намек — это слабый энергетический импульс, это то, что в современной физике называется информационным воздействием. Синергетическое мировидение уже называют информационно-синергетической парадигмой. «Ценим самоходов», — говорят Учителя, а это значит, что в поисках новых знаний пора становиться самостоятельными и ответственными.
В смысловом отношении Учение Живой Этики — это стратегия и тактика выхода из кризиса, в котором оказалось человечество к началу нового тысячелетия. Это указание глобального аттрактора — цели, к которой движется земное человечество на пути своего космического развития. Это формирование настоящего через знание будущего.
Учение Живой Этики — это указание способа реализации негэнтропийного механизма в противовес механизму, ведущему к хаосу и смерти. Это выход к состоянию бесконечной свободы с одновременным осознанием и сохранением всеобщего единства. Это противостояние разобщенности и деградации, призвание к творчеству через сотрудничество и согласованность. И задача людей, ощущающих свою ответственность за будущее земного человечества, заключается в том, чтобы устремиться к новому знанию, постараться увидеть в Учении знакомые образы, расшифровать загадочные символы, учуять новые смыслы, провести доступные аналогии.
Конечно, существует огромная преграда в принятии новых перспектив человечества. Это отсутствие веры и духовного опыта у подавляющего числа людей. Пока что многие ученые в своих поисках ходят по кругу и не могут вырваться за его пределы — вверх. И все-таки наука уже подошла к тому рубежу, когда необходим лишь небольшой толчок, и все станет на свои места. Уже подготовлена самоорганизующаяся среда — сознание [32] современного человека, нацеленное на поиски многомерного мира. И синергетика, как новое мировидение, новая философия, должна прийти на помощь тем, кто ищет смысла жизни, кто жаждет понимания замысла Творца. Нужно только каждому стать немного физиком, немного психологом и обрести сильную веру в беспредельное будущее.
- [1] Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — М., 1994.
- [2] Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 2002. №11.
- [3] Князева Е.Н. Саморефлективная синергетика // Вопросы философии. 2001. №10.
- [4] Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. — М., 2001.
- [5] Плотин. Космогония. — М.-Киев, 1995.
- [6] Назаретян А.П. Указ. соч.
- [7] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.1. Космогенезис. Кн.2. — Мн., 1993.
- [8] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.2. — М.-Харьков, 2000.
- [9] Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.1. — М., 2000.
- [10] Учение Живой Этики. Беспредельность, 86.
Добавить комментарий