Этика общения с терминальными больными

[96]

В связи с накопившимся эмпирическим материалом в области современной танатологии, полученным такими авторами, как В. Кюблер-Росс, А. Ландсберг, Ч. Файе, Л. Уотсон и др. представляется возможным его истолкование с позиций этической аксиологии. В основу работы положена концепция Н.О. Лосского, которая по мнению автора, наиболее ярко отражает реалистические, религиозные и эволюционные аспекты русской философской мысли.

На определенном этапе жизненного пути каждый индивид сталкивается с проблемой смерти. Наиболее распространенными причинами смерти являются различные заболевания, что выражается в повреждении органов и тканей организма в результате действия вредных для него факторов. Такие заболевания, ведущие субъекта к завершению жизненного пути, называются терминальными (конечными). При терминальном заболевании перед субъектом и его окружающими встает ряд вопросов: 1) ценность жизни биологических систем организма; 2) осознание ценности собственной жизни индивидуумом; 3) отношение умирающего субъекта с [97] другими и окружающим миром.

Личностный смысл понятия смерти может обогатиться различными уровнями ценностей для всякого терминального больного. И задача врача или психолога — своевременно выявлять ценностную ориентацию пациента и подготавливать почву для формирования ориентации более высокого уровня.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий