«Гражданское общество» и человек

[118]

Всем известно, что формализм Канта не выводим из чувственного опыта (эмпирии). Философия, согласно Канту, должна отвечать на основные вопросы такие, как 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я могу надеяться? Эти три вопроса характеризуют человека, его способности к познанию, его нравственную сущность, систему его ценностей и идеалов. Под эти три вопроса сводится сфера философии в ее всемирно — гражданском значении. Можно поставить проблему, связанную с достижением человеком гражданского общества, вечного мира. Кроме этого, интересно будет рассмотреть соотношение индивидуального и общественного в человеке, и отношение к этому формализма.

Каждый человек приобретает гражданскую свободу и права собственности. Гражданин в таком обществе имеет различие между своим, частным интересом и всеобщей, разумной волей, выразителем которой является народ. Всеобщая воля не имеет моральной значимости, если она не гарантирует права отдельной личности и соблюдения общественного целого. Рассматривая человека и общество можно придти к идее о вечном мире, исключении войны из жизни общества. Идея вечного мира имеет два значения: регулятивное и целевое. Теория вечного мира носила абстрактный формальный характер.

Человек мыслится у Канта как существо активное, творящее культуру и творимое ею. Развитие и совершенствование морального сознания есть развитие культуры. Поскольку сущность культуры включает в себя общественную ценность человека.

В воспитании и самовоспитании кроется великая сила усовершенствования человеческой природы. Кант рассматривает два вида долга человека перед самим собой: моральное здоровье и моральное благополучие. А также два принципа долга: живи сообразно природе; делай себя более совершенным, чем сделала тебя природа. Человек зависит от многих внешних вещей, в каком бы состоянии он не находился, причем эта зависимость двоякая. С одной стороны, он зависит от природы и должен сообразовываться с ее принуждением. С другой стороны человек всегда зависит от обществ, а современный Канту человек зависит от общества, разделенного на классы и сословия

Кант различает в человеке три вида задатков — технические, прагматические и моральные. Технические задатки, или задатки умения, присущи только разумному существу. Прагматические задатки, или способность общения, развиваются у человека в период цивилизации посредством культуры. Моральные задатки характеризуют его как нравственное, разумное и свободное существо.
[119]

Рассматривая соотношения индивидуального и общественного в человеке, Кант явное предпочтение отдает индивидуальному, а свободу и равенство граждан понимают формально. Люди могут быть и не равны в обычном, эмпирическом мире. Здесь формальный принцип свободы и равенства обнаруживает свою классовую подоплеку, подтверждая возможность социального неравенства. Человек определен к тому, чтобы быть в общении с людьми и в этом общении с помощью искусства и науки повышать свою культуру, цивилизованность и моральность.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий