Культура как форма реализации сущности человека. Личность и субъект

[96]

Важное место в философии И. Канта занимает концепция культуры. В отношении вклада И. Канта в развитие проблемы культуры заслуживает внимание точка зрения А.В. Гулыги. Предшественники И. Канта, пишет А.В. Гулыга, под культурой понимали все содеянное человеком в противовес природе И. Кант, как отмечает исследователь «ставит вопрос строже: культурой он называет только то, что служит благу человека, — систему гуманистических ценностей». А.В. Гулыга глубоко прав, выявляя приведенное толкование культуры. Такая тенденция намечается в философии И. Канта. Но в целом И. Кант, на наш взгляд, исходит из более широкого понимания культуры, включая в нее не только результаты деятельности — ценности, но и деятельность как форму существования человека и общества.

Поскольку И. Кант в конечном счете стоял на позициях метафизики и идеализма, формы и виды культуры в его рассмотрении нередко оказывались разрозненными, вопреки желанию мыслителя. Он прошел мимо их основы материальной культуры, не поняв ее роли в развитии общества. В результате динамика культуры в кантовской концепции становится зыбкой, ибо оказывается зависимой от выполнения субъектами своего долга.

Также мыслитель замечает, что хотя прогресс культуры иногда прерывается, но никогда не прекращается.

Не выявив подлинной основы развития культуры, И. Кант не смог отказаться от идеи целесообразности. Природой заложены общие законы, определяющая цель развития истории.

Высшей целью природы в отношении всего человеческого рода и каждого отдельного человека является достижение счастья и совершенства — полного развития задатков, то есть бесконечный прогресс. И. Кант наделяет целесообразность функцией управителя общественного прогресса, однако, устанавливая при этом временные границы: она действует до тех пор, пока культура развивается без плана. Таким образом, концепция культуры И. Канта существенно ограничивает роль идеи целесообразности в обеспечении общественного прогресса.
[97]

История человеческого рода осуществляется, согласно И. Канту, по двум параметрам. Один из них — план природы, другой — план свободы, то есть человеческого разума и основанной на нем деятельности.

Природа, считает И. Кант, создала человека, дав ему предпосылки развития и совершенствования. «Но заботой природы было также и то, чтобы в человеке был заложен еще и зародыш разума, посредством которого, если этот зародыш развивается, человек предназначается для общества…» 1.

Процесс формирования человека как разумного существа и процесс совершенствования человеческого рода в учении И. Канта — это совершающийся в противоречиях процесс культивирования. При этом в качестве определяющего условия развития природных задатков и способностей выступает культура умения.

Культура умения рассматривается в качестве главного субъективного условия. Культура умения развивается, включая в себя победу разума над страстями, совершенствование познавательных способностей, образа мыслей. Важное место отводится И. Кантом победе разума над чувственными влечениями. Естественный человек груб, в нем сильна склонность к наслаждениям, относящимся к животному началу. Влечения и склонности больше всего противодействуют нашему совершенствованию для более высокого назначения. И. Кант утверждает, что человек своим разумом определен к тому, чтобы быть в общении с людьми и в этом общении с помощью искусства и науки повышать свою культуру, цивилизованность, моральность…

Как указывает Г. Готье: «Кант и Шиллер видели идеал культурного развития в том, что с его помощью человек должен достичь высшей самостоятельности и свободы» 2.

Культура, уточняет И. Кант в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», состоит в общественной ценности человека. Общественную ценность человек обретает, становясь субъектом социального действия. Субъектом социального действия может быть человек, являющийся личностью.

Человек, рассматриваемый как лицо, субъект морально практического разума, является конечной целью природы; такой человек выше всякой цены, утверждает И. Кант. Человек отказывается от своей личности, когда употребляет себя только как средство для удовлетворения своих [98] склонностей или животных инстинктов. «Обуздание аффектов и страстей, самообладание и трезвое мышление… составляют даже часть внутренней ценности личности» 3.

Победу разума над чувственными влечениями мыслитель называет дисциплиной склонностей, культурой воспитания. Принадлежность к ряду человеческому, считает И. Кант, само уже достоинство. Будучи связанным с долгом, достоинство в учении И. Канта выступает в качестве важного критерия развития личности.

Важнейшую революция во внутреннем мире личности И. Кант усматривает в выходе человека из такого состояния (которое он называет несовершеннолетием), когда его действиями руководят другие люди. «Человек, зависящий от другого, уже не человек, он это звание утратил, он не что иное, как принадлежность другого человека… рабство есть наивысшее зло в человеческой природе» 4.

Менее чем через 100 лет Ф. Энгельс напишет произведение «Положение рабочего класса в Англии» (1895), в котором часто ссылается на идеи И. Канта. И. Кант и Ф. Энгельс принадлежали разным историческим эпохам. Принципиально разными были классовые позиции, с которых они видели мир. И. Кант полагал возможными, по выражению Ф. Энгельса, между рабочим и работодателем добросовестные отношения. Его философия призвана была обосновать эту возможность. Но И. Кант не был политическим утилитаристом, а был исследователем, гуманистом. Он был борцом за человека, насколько позволяли ему классовые позиции.

Заслуживает внимания поставленный И. Кантом вопрос о соотношении понятий «личность» и «субъект».

Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную общественную деятельность, осуществляя совокупность общественных функций. Мотивы действий личности, как и общественные функции, детерминированы нормами морали, права и другими социальными установками. Деятельность человека осуществляется в системе социальных связей и взаимодействий, являющихся субъективно-объективными связями. Личность реализует себя выступая прежде всего как субъект действия. С другой стороны, субъектом сознательного социального действия выступает человек, являющийся личностью. И в этом смысле «личность» и «субъект» — понятия соотносительные.
[99]

Ученый исследователь Б.Г. Ананьев говорит, что становление личности начинается с многофазного процесса ранней социализации индивида. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается сознание, выступающее в качестве общей структуры человека как субъекта познания. Одновременно со свойствами субъекта познания формируются свойства субъекта деятельности, начиная с игры, кончая трудом. Это и есть процесс социального формирования человека, включающей в себя формирование личности, как субъекта общественного поведения и коммуникаций.

Философ В.П. Тугаринов в своей книге «Философия сознания (современные вопросы)» говорит, что личность — это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи и класса.

И. Кант утверждает, что человек является личностью, поскольку он субъект морального культивирования природных задатков и способностей. Культивирование задатков и способностей, которые осуществляются в процессе воспитания и образования, есть не что иное, как присвоение объективной в развитие субъективной культуры.

Будучи субъектом моральности, согласно учению И. Канта, в условиях разделения труда человек выступает в качестве субъекта и той или иной сфере деятельности: научной, социально-политической, правовой и др.

В отличие от познавательной деятельности далеко не всякий человек в учении И. Канта становится субъектом других видов деятельности. Не каждый человек может стать субъектом научной деятельности; не каждый человек может стать субъектом социально-политической деятельности и т.д. В результате оказывается расщепленной не только личность, но и субъективность. И. Кант исходит из социальных реалий буржуазного общества, расщепляющего структуру человека, ценность которого определяется его собственностью. И. Кант обращается к моральному закону. Рассматриваемый безотносительно к собственности, человек становится личностью, если он субъект морального закона.

Таким образом, в понятии морального закона открывается еще одна сторона — стремление преодолеть отчуждение хотя бы в умопостигаемом мире свободы, которому принадлежит моральный закон.

Ценности культуры в учении И. Канта являются одновременно целями человечества, которые осуществляются в процессе деятельности. Все [100] виды деятельности, утверждает мыслитель, должны быть направлены на морально доброе как на конечную цель человечества.

Рассматривая в своей философии проблемы политики, права морали, искусства, религии, науки, И. Кант, однако, не видел в них форм общественного сознания. В философии И. Канта они рассматриваются как формы культуры — ценности и виды деятельности.

Кант выделяет три ступени в отношении искусств и наук, цивилизацию, ограничивающую врожденный эгоизм человека, моральное совершенствование. Этот процесс развития означал освобождение человека от природных инстинктов и склонностей, приобщение к ценностям культуры и их умножение.

Процесс культуры, согласно И. Канту, глубоко противоречив, совершается через антагонизмы и борьбу.

Итак, культура, являющаяся целью человечества, условием свободы и формой реализации сущности человека, на длительном отрезке истории представлена И. Кантом как осуществление замысла высшей мудрости. Замысел высшей мудрости реализуется в человеческой деятельности и созидании. В результате в культурно-историческом процессе сливаются план природы и план свободы. Роль высшей мудрости становится чисто формальной.

Заслуживают внимания мысли И. Канта о роли разделения труда в развитии культуры. Без разделения труда, согласно мыслителю, было бы невозможно развитие культуры, немыслим прогресс в науке и искусстве. Занимаясь определенным трудом, который по способу своего выполнения заметно отличается от других видов труда, человек совершенствует свое умение. Это позволяет каждому выполнять свою работу более совершенно и с большей легкостью.

Умение — это главное субъективное условие достижения целей — может развиваться в человеческом роде не иначе, как под влиянием неравенства между людьми, утверждает мыслитель в «Критике способности суждения».

Согласно И. Канту, неравенство между людьми, составляющее в неравенстве всеобщего человеческого права, «неотделимо от культуры, пока она развивается как бы из плана…».

Следует отметить убежденность немецкого мыслителя в том, что к неравенству люди не предназначены природой, и веру в то, что оно будет устранено.

Таким образом, И. Кант ставит важнейшие проблемы прогресса человечества, которые в ходе истории развивает свои силы и способности, [101] создавай «очеловеченную» природу, мир культуры. Достижения в развитии сущностных сил человека передаются от одного поколения к другому через культуру. История человечества, являющаяся историей человеческой деятельности, выступает в учении немецкого мыслителя как культурно-исторический процесс.

Вступающий в жизнь человек находит социальный мир в форме материальной и духовной культуры, которую ему предстоит освоить. Указанное освоение в условиях социальной среды начинается в самом раннем возрасте.

Человек-субъект осуществляет деятельность, в результате которой воспроизводит исторически сформировавшиеся человеческие способности.

Основу общественного прогресса И. Кант усматривает в развитии сознания, совершенствовании и умножении ценностей духовной культуры. Задача совершенствования человеческого рода возлагается мыслителем на воспитание (просвещение). Через воспитание, утверждает И. Кант, человеческой природе можно придать такую форму, которая соответствовала бы идеалу человечности. Человеческий род должен из самого себя своими усилиями постепенно вырабатывать все свои свойства, присущие человеческой природе. Искусство воспитания совершенствуется многими поколениями.

Следует добавить, что уровень развития воспитания определяется уровнем исторического развития общества в экономической, социальной и духовной сферах.

В учении И. Канта вопрос и системе и методах воспитания приобретает значение вопроса об ускорении общественного прогресса. Теория воспитания становится составной частью кантовской философской системы.

Примечания
  • [1] Кант И. Соч. в 6 т. Т.6. — М., 1965. С.7-8.
  • [2] Готье Г. Рабочее движение и свобода. — М., 1983. С.206.
  • [3] Кант И. Соч. в 6 т. Т.4 (1). — М., 1965. С.228.
  • [4] Там же. С.465.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий