Вопросы совместимости суверенитета и глобализации

[129]

Глобализация является стратегическим феноменом современного мирового развития. Постепенно растет ее влияние на основные сферы общественной деятельности — политику, экономику, культуру, идеологию, просвещение и т.д. Ее роль усилится еще больше в будущем и на ней во многом будут основаны международные, политические и экономические взаимоотношения. Поэтому представляет большой интерес определение ее сущности как в общественном, так и в научном аспекте.

Нет отрасли науки, которая не была бы более или менее заинтересована этой проблемой и не старалась бы найти свое место в исследованиях тех или иных аспектов глобализации. Те отрасли науки, которые призваны глубже вникать в сущность глобализации, призваны определить положительные и отрицательные стороны глобализации и сформировать мировоззренческие отношения к этому феномену.

В соответствии с другими областями знаний свою позицию формулирует и философская наука. Правильнее сказать, что она ведет исследования проблем глобализации в свойственных философии масштабах. Если выразить в обобщенном виде, философы считают глобализацию процессом универсализации человеческих ценностей. Например, история философии сохранила мысль великого [130] немецкого философа Иммануила Канта о создании мирового правительства.

Процесс глобализации обусловлен объективными факторами мирового развития, углублением разделения общественного труда, высокими темпами научно-технического прогресса, развитием международных коммуникативных систем, и, вследствие этого, сближением политических взаимоотношений между странами. Вместе с этим, на современном этапе развития человечества создаются благоприятные политические и экономические условия для активизации процесса глобализации. Речь идет о том, что постепенно смягчается существующее идеологическое противостояние между ведущими странами мира. Распалась тотализированная система директивного правления.

Постсоциалистические страны вступили на сложный и многогранный путь строительства цивилизованной рыночной экономики и демократического государства.

Помимо отмеченного выше, основу углубления процесса глобализации составляет, с одной стороны, стремление малоразвитых стран приобщиться к достижениям мировой цивилизации, а с другой — осознание индустриально развитыми странами невозможности жить спокойно в богатстве, когда большая часть общества нищает и умирает от голода. Из этого следует, что глобализация как средство уравновешивания мировой цивилизации приемлема как для развитых стран, так и для стран с переходной экономикой.

Показателем того, что глобализация выгодна для всех стран мира, является выявленная в последние годы тенденция постепенного уменьшения существующих экономических различий между авангардными (развитыми) и периферийными (депрессивными) странами. Очевидно, что сближение уровней социально-экономического развития будет достаточно длительным процессом. Однако ряд развивающихся стран добился экономических успехов не только за счет рационального использования собственных ресурсов, но и благодаря привлечению иностранных инвестиций и производству конкурентоспособной экспортной продукции. Все это должно быть воспринято как движущий импульс глобализации как на ближайшие, так и на дальние перспективы.
[131]

Как показывает практика, процесс мировой глобализации не протекает однозначно. Начнем хотя бы с того, что параллельно ей с высокой интенсивностью развивается процесс регионализации, который по своему содержанию противостоит интересам мировой глобализации.

Региональные образования являются субъектами глобализации и придают сильный импульс политическому и социально-экономическому развитию в конкретных территориальных единицах.

Более того, региональные образования стремятся защищать свои интересы в международных экономических организациях с целью реального осуществления идеи создания особых полисов. На фоне таких противоречивых взаимоотношений в мире создается сложный узел противоречий.

Доказательством этого, в частности, являются проблемы торговых взаимоотношений между США и Евросоюзом.

Вопрос о необходимости углубления глобализации в мире давно созрел и не вызывает сомнений. В свою очередь, этот процесс тесно связан с разрешением вопроса о равновесии глобального и локального в деятельности транснациональных компаний суверенных государств.

Следует отметить, что из-за различных потенциальных возможностей глобализация выгодна не для всех стран.

От глобализации большую выгоду получают высокоразвитые страны, так как им дается возможность расширить свое экономическое и политическое пространство. Однако процесс глобализации ставит малоразвитые страны перед новыми проблемами.

В процессе формирования мировых экономических связей значение национальных государств уменьшается вследствие незащищенности от давления сильных конкурентов и от негативного влияния иностранного капитала.

Сегодня процесс глобализации обострил соперничество между государствами за природные ресурсы, из которых главнейшие — земля, воздух и вода. Среди проблем, возникших на этом фоне, наиболее острая — какова будет судьба малых государств и наций, какой удел готовит им завтрашний день.
[132]

В первую очередь нужно выяснить, какое влияние оказывает государство на эволюцию международных отношений. Большая часть исследователей считает (и не без основания), что именно государство является той силой, которая оказывает решающее влияние на эволюцию международных отношений 1.

Защитники государственно-центристской модели основное внимание уделяют принципу суверенитета. По их мнению, суверенитет является основным гарантом независимости, защищающим от внешних сил.

История убедительно показывает и то, что суверенитет, несомненно, является главнейшим атрибутом государства, хотя он не всегда может создать условия для обеспечения государственной безопасности и предоставить финансовые ресурсы для развития экономики.

Суверенное государство может занимать прочную позицию при условии невмешательства в его внутренние дела внешних сил. Государство нужно рассматривать как основную форму политической организации. В сегодняшнем мире более 207 суверенных государств, уровни суверенитетов которых резко отличаются друг от друга.

Достаточно сравнить страны Западной Европы, Африки, Южной и Северной Америки. Уровень суверенитета 15 государств, образованных в пространстве бывшего Советского Союза, намного ниже, чем у развитых стран. Основной фактор различия этих государств обусловлен неравномерным уровнем развития их экономик.

В науке не вызывает спора утверждение, гласящее, что государство олицетворяет высшую степень гражданской идентичности и лояльности. Однако в последней четверти ХХ века происходящая переоценка ценностей сознания, в том числе и под воздействием глобального порядка, заставляет усомниться в правильности этого тезиса. По данным социологов и культурологов, при установлении [133] основных типов самоидентификации на первый план выдвигаются религиозные и этнические единства.

Трудно согласиться, но нельзя не считаться с утверждением Сезанна Стрейджа: «Сегодня сомнительно, что государство пока еще может требовать от граждан лояльности такого качества, которое превышает лояльность по отношению к семье, фирме, политической партии или даже, в некоторых случаях, местной футбольной команде» 2.

Среди множества существенных факторов глобализация является основным процессом, посредством которого с большой интенсивностью осуществляется подавление интересов суверенных государств и разрушение национальных основ функционирования экономических комплексов.

Сегодня государство не является полностью независимым в проведении глобальной политики. Тем, кто хотя бы немного соприкасается с формированием политической и экономической стратегии, хорошо известно, что такие факторы, как «люди извне» и «группы влияния», включены в этот процесс.

Реальность такова, что подавляющее большинство государственных стратегий — это продукт глобального сетевого и межсетевого взаимодействия. Глобализация бизнеса и финансовой деятельности показывают, что имеются обширные социальные области, не контролируемые правительством. Государства сталкиваются с усилившейся «фрагментацией» политической жизни, означающей одновременно не только возникновение новых политических организаций с непрозрачными целями и установками, но и распад других 3.

Правительства абсолютного большинства стран находятся в замешательстве от темпов происходящих изменений и фактического характера проблем, с которыми они сталкиваются. Они испытывают неуверенность не только относительно того, какую политику
[134]

им проводить, но даже и в том, какие данные следует собирать с целью подготовки и принятия решения.

Профессор А.И. Уткин предлагает спорное утверждение, но нельзя с ним не считаться. По его мнению, «глобализация имеет шанс реализоваться в планетарном масштабе в том случае, если сумеет преодолеть тенденции бескомпромиссного этнического самоутверждения, получившего развитие в последнее десятилетие» 4.

Углубление глобализации в любой сфере общественной жизни отмечается уменьшением роли суверенного государства, сокращением его функций.

В последние годы постепенно ослабевает роль государства в разработке и осуществлении мер национальной безопасности и социально-экономического развития, определении религозно-культурной жизни, в принятии политических решений и подписании международных соглашений.

И здесь с мнением проф. А.И. Уткина нельзя не согласиться: «Движение за этническую самостоятельность — самая грозная сила, наносящая удар государственным системам» 5.

Существуют различные толкования вопроса национального самовыражения, которые вступают в противоречие друг с другом. Так, например, президент США В. Вильсон считал формулой национального самовыражения то, что «каждый народ имеет право избирать ту форму суверенности, которая для него предпочтительна» 6.

В противоположность ему, госсекретарь США Р. Ленхин выражает опасение по поводу права народа выбирать форму суверенности: «Эта фраза начинена динамитом. Она возбуждает надежды, которые никогда не будут реализованы. Я боюсь, что фраза будет стоить многих тысяч жизней» 7.

За примером не придется идти далеко. Ясное доказательство этому — нарушение территориальной целостности государств [135] Южного Кавказа, в том числе в Грузии, процессы урегулирования абхазского и южноосетинского конфликтов и восстановления территориальной целостности страны.

В этот процесс были вовлечены международные организации ряда крупных государств, из которых некоторые имели собственные интересы, что и мешало урегулированию процесса. Ситуация усугублялась внутренними проблемами, а именно: слабостью и экономического, и военного потенциала страны.

Для укрепления суверенности государства нужны, по крайней мере, два фактора: сильная экономика и устойчивое социально-политическое единство внутри страны. Создание стабильной и сильной экономики является сложной задачей, для решения которой одновременно с другими задачами требуется определенное время. Однако это не означает, что нужно бездействовать и наблюдать, как, подобно шагреневой коже, уменьшается наша и без того малая территория, которую в течение тысячелетий в еще более сложных условиях сохраняли наши предки.

Единство и сплоченность грузинской нации и народов, населяющих Грузию, сделали возможным решение многих проблем, которые более десяти лет лихорадили страну. Здесь имеются в виду ноябрьские события 2003 года в Грузии, которым народ дал название «революция роз».

Разумная работа с массами, в том числе с населением автономного субъекта Грузии — Аджарии, дала возможность безболезненно решить и вторую проблему, которую пытались достаточно умело использовать внешние и внутренние деструктивные силы для создания напряженной политической и экономической обстановки внутри страны. Мировая общественность проявила определенный интерес к событиям, произошедшим в Грузии. Были даже высказаны мнения о необходимости обобщения данного опыта.

Углубление процесса глобализации, которое остро поставило вопрос о будущем малых наций и государств, требует четкого ответа на вопрос: как осуществится этот процесс и какими механизмами должны защищать себя нация и государство.

Многие ученые считают, что национальное государство все же останется главным действующим лицом международных отношений, [136] но основные конфликты глобальной политики развернутся между цивилизациями 8.

Сегодня в научных кругах Запада существуют противоположные взгляды по вопросам национальных и этнических проблем. Предложен новый подход к проблеме нации и национального государства. К этому вопросу относятся очень осторожно и умеренно, учитывая трудность проникновения в его глубинную сущность.

В современных западных концепциях нация отождествляется с государством. Нацию определяет народ — граждане данного государства. Классическим примером этого можно считать США, где гражданами страны являются представители американской нации. Их объединяет конституция страны, законы, общее дело, образ жизни.

С учетом особенностей исторического развития американской нации, очевидно, что эта модель для данной страны вполне приемлема. Но возможна ли универсализация данной модели, которую предлагают в пределах «нового мирового порядка»?

Нация — не политическое явление, поэтому ее нельзя считать государственным объединением, хотя государство и играет важнейшую роль в деле существования и деятельности нации. Государство является обязательным условием консолидации и взаимосвязи нации и политико-правовым образованием, которое объединяет граждан. Нация — это союз граждан. Нация — культурно-историческое единство людей. Историко-культурный процесс совместной жизни людей является той основой, которая окончательно ведет к образованию наций. Основной признак нации — Родина, которая представляет собой не только территорию, то есть землю, но и единство материальных и культурных ценностей, составляющих культуру, которая на протяжении веков создавалась предками. Человек может жить на территории другого государства, но оно не может считаться его Родиной. Он с ней связан только деятельностью, а не историческими корнями. Теория нации, которая не учитывает этот момент, не может быть приемлема для тех наций, которые существуют [137] более тысячелетия и трудятся на данной территории. Здесь не должно быть субъективного подхода, важно учесть, что каждая нация — уникальное и неповторимое явление. Каждая из наций имеет собственную историю, национальное мышление, традиции, культуру и образ жизни. Каждая из них вносит свой вклад в культуру человечества. Как бы ни была мала ее доля вклада в культуру человечества, уже только благодаря своему существованию нация является ее неотъемлемой частью.

Так или иначе, углубление глобализации и расширение ее ареала неизбежно. Вместе с тем нельзя отрицать, что она создает серьезную угрозу национальной государственности. Исходя из этого, актуальной становится задача разработки модели нового подхода к политике, экономике и идеологии стран, включенных в этот процесс. Невозможно уклониться от процессов глобализации и изолировать страну от внешнего мира. Тяжелейшие проблемы, возникшие вследствие глобализации, могут быть решены не только между государствами, но и на национальном уровне.

«Подчинение» вектору глобализации неизбежно. И чем разумнее и целеустремленнее включится в этот процесс та или иная страна, тем быстрее она почувствует «глобальный эффект». Вместе с тем, включение в процесс глобализации той или иной страны не должно происходить механически, без учета национальных интересов, традиций, культуры, менталитета и, разумеется, экономических интересов.

Указанные обстоятельства требуют теоретического и философского анализа и осмысления тех позитивных и негативных аспектов, которые создают новые тенденции и закономерности развития общества под влиянием глобализации.

Примечания
  • [1] См. труды известного в этой сфере исследователя Кеннонта Уолса, который еще в 50-е годы защищал мнение, что в сильной политике главным фактором является государство (Walth K.N. Theory of International Politics. Mass., 1979).
  • [2] Международные отношения: Социологические расходы. М.: Гарадика, 1998. С. 2004.
  • [3] Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать общество // Социология на пороге 21-го века. М., 1999.
  • [4] Уткин А.И. Глобализация, процесс и сомнение. М.: «Логос», 2001. С. 113.
  • [5] Там же. Стр. 114.
  • [6] Там же. Стр. 115.
  • [7] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Тб., 1997.
  • [8] Walth K.N. Theory of International Politics. Mass., 1979.

Похожие тексты: 

Комментарии

Вопросы совместимости суверенитета и глобализации

Аватар пользователя гедеон
гедеон
понедельник, 28.02.2005 11:02

Чрезвычайно горячяя тема! мне кажется , что изучение данной темы на совоременном этапе необходимо. Вопросс совместимости суверенитета и глобализации необходимо изучать и освещять в СМИ. Спасибо организаторам форума, чаще надо встречатся, уверен в насущности темы.

Добавить комментарий