Социально-коммуникационный подход в системе культурологического знания

[83]

Социальная коммуникация (СК), являясь объектом реального мира, существующим независимо от научного сообщества, и обладая связующей функцией по отношению к другим объектам, выполняет роль системообразующего фактора в развитии общества, культуры и научного знания. Несмотря на расхождения в употреблении термина «коммуникация» в научной литературе или даже отсутствия его как такового в конкретных текстах, коммуникационный аспект скрыто или явно присутствует практически в любых текстах гуманитарного профиля: философских, социально-психологических, филологических, искусствоведческих, культурологических, литературно-художественных и др. При этом любое явление культуры, по сути дела, имеет коммуникационную природу, а ключевые категории тезауруса культуры — коммуникационную« окраску».

Факты «биографии» различных явлений культуры побуждают искать не «узковедомственные» основания дефиниций и классификаций, а системообразующий фактор общекультурного значения — смысловую нить, связывающую многочисленные линии жизни «героев» культуротворческой «одиссеи» в сюжетные узоры единого мозаичного полотна культуры. Последнее, в свою очередь, требует обращения к «коллективному разуму» интегральных социально-гуманитарных наук, оперирующих в познании явлений культуры потенциально вечными универсалиями, заглавное место в ряду которых занимает категория «смысл», К новационным теориям последнего поколения объектом изучения которых являются смыслы культуры относится метатеория СК А.В. Соколова, обобщающая достижения различных наук социально-коммуникационного цикла — от антропологии до социальной информатики («Эволюция социальных коммуникаций». СПб.: ЛГОУ, 1995; «Введение в теорию социальной коммуникации». СПб.: СПбГУП, 1996 и др.).
[84]

В самом кратком изложении суть метатеории СК сводится к следующему. Социальная коммуникация понимается как движение смыслов в социальном пространстве и времени. Под смыслами подразумеваются знания, умения, эмоции, стимулы и их производные — убеждения, идеалы, верования, ценностные ориентации. Содержание смыслов выражается в знаковой форме с помощью различных языковых средств (естественные и искусственные языки, языки жестов, символов, искусств). Из знаков формируются тексты — коммуникационные сообщения (устные, письменные, изображения, пантомима, вещественные символы). В зависимости от «среды обитания» смыслы проявляют себя либо в социальной памяти, либо в социально-коммуникационной деятельности. Социальная память — память общества, воплощенная в мире рукотворных вещей, социальных документов, естественном языке, менталитете, живом недокументированном знании, социальных нормах, технологических умениях. Социально-коммуникационная деятельность реализуется в форме общения (диалог равноправных партнеров), управления (целенаправленное воздействие коммуниканта на реципиента), подражания (заимствование образцов поведения, стилей общения одними членами общества у других) и в свою очередь, может быть представлена следующим рядом коммуникационных циклов:

  • движение смыслов из социального пространства в психическое пространство субъекта СК (рождение идеи).
  • движение смыслов из психического пространства субъекта СК в социальное (реализация идеи, фиксирование смысла на материальном носителе).
  • движение в социальном времени: сохранение и наследование культурных ценностей.
  • движение смыслов в социальном пространстве (распространение культурных ценностей, институциональные и внеинституциональные формы обеспечения их общественного потребления).
  • движение смыслов из социального пространства в психическое пространство субъекта СК (восприятие, познание, оценка, интерпретация культурных смыслов потребителями культуры).
  • движение смыслов из психического пространства субъекта СК в социальное пространство (социализация смыслов, обновление культурных образцов, формирование нового мировоззрения, культурной среды).

Сущность феномена СК выявляется в различных социокультурных срезах: хронологическом, региональном, национальном, институциональном и на разных уровнях социально-коммуникационного взаимодействия: макро (массовые, международные, межцивилизационные), миди (социально-групповые), микро (межличностные). В рамках указанной концепции термин «социальная коммуникация» может рассматриваться как дескриптор — представитель группы условно эквивалентных лексических единиц, в со- [85]
став которой логично вписываются такие понятия, как социокультурная и межкультурная коммуникация.

Социально-коммуникационный подход (СКП), развиваемый на основе концепции СК как движения смыслов в социальном времени и пространстве, позволяет выявлять и познавать различные пласты бытования культуры и ее конкретных явлений как социально-коммуникационных систем (СКС). В теории СК под СКС в широком смысле слова понимается исторически сложившаяся в ходе эволюции человечества система удовлетворения коммуникационных потребностей общества, социальных групп, личности. Как институциональное явление СКС представляет собой совокупность коммуникационных каналов и средств, располагающих материально-техничес-кими ресурсами и профессиональными кадрами. Каждому цивилизационному этапу в развитии общества соответствует определенный уровень коммуникационной культуры, т. е. уровень мощности и свободы коммуникационных каналов, средств и методов, доступных и освоенных субъектами культуры и используемых ими в различных сферах коммуникационной деятельности. Четыре первых (верхних) уровня коммуникационной культуры определяют специфику СКС, соответствующих крупным вехам в истории человечества: словесная (общинная СКС), письменная (рукописная СКС), книжная (мануфактурная и индустриальная СКС), экранная (электронная СКС). Каждый из последующих уровней отражает специфику СКС конкретного социального пространства и времени. В свою очередь, в природе и сущности бытия каждого явления культуры отражается уровень коммуникационной культуры, соответствующий специфике той СКС, в которую это явление включено.

В данной интерпретации СК ключевыми проблемно-тематическими блоками, образующими предметную область «социальная коммуникация» являются: культурология СК (коммуникация и информация, СК как феномен культуры, культура как СКС, тезаурус СК); социальная память и социально-коммуникационная деятельность; семантика и семиотика СК, эволюция СК (культурогенез и коммуникационные потребности общества, коммуникационная культура и исторические типы СКС); типология СК по различным основаниям деления (субъекты СК, сферы функционирования СК, каналы, методы, средства СК и др.).

Анализ и обобщение сущностных проявлений феноменов «культура», «художественная культура», «социальная коммуникация» и «художественная коммуникация» позволяют выделить в структуре этих явлений тождественные по своей природе ключевые системообразующие элементы и разработать на их основе социально-коммуникационную модель культуры. Подобная модель выполняет функции категориального аппарата и «фабулы», на основе которых возможны дальнейшие культурологические «сюжетостроения», например, социальное портретирование любой эпохи, регио- [86]
на, «национальности», социального статуса или отдельных ее явлений (стили, жанры, направления, течения, школы, движения, духовные сообщества и др.). Принцип иерархичности, заложенный в структуру «фабулы», позволяет совместить общее (культура), типовое (художественная культура) и частное (виды искусства) в представлении ключевых концептов разного уровня категоризации: межпредметного (СК), предметного (художественная СК) и внутрипредметного (литературные, музыкальные, театральные и др. виды художественных СК). Центральное место в ряду означенных концептов ет занимает категория «смысл», а все остальные — суть характеристик различных состояний бытия «смысла» и приобретаемых им свойств и отношений в процессе взаимодействия с другими «смыслами».

Модель СКС межпредметного уровня в сокращенном варианте имеет следующий вид. Социальное время; социальное пространство; ретроспективная социальная память (культурное наследие); текущая социальная память (языки СК, мировоззрение, социальные нормы, технологические умения); внеинституциональные и институциональные коммуникационные явления (самодеятельное и профессиональное творчество, образование, просвещение, критика, музеи, творческие организации и др.); субъекты СК (исторические общества, государства, социальные группы, массовые общности, личности (творцы и потребители культуры); социально-коммуни-кационная деятельность; коммуникационные отношения (социальные роли субъектов СК); культурные смыслы; коммуникационные сообщения (тексты культуры в различном знаковом оформлении); каналы, методы и средства СК; коммуникационные потребности; коммуникационная культура; коммуникационные барьеры; социальный эффект СК (отбор жизнеспособных новаций, смена или укрепление традиций, отражение явлений культуры в повседневности, науке, образовании, искусстве).

Используя категории «фабулы» как систему координат, можно смоделировать различные коммуникационные ситуации, меняя «статус» объекта исследования в зависимости от поставленной задачи. Наиболее четко линии жизни явлений культуры «прочитывается» на уровне пересечения таких координат, как «субъекты СК» и «социально-коммуникационная деятельность». Именно в зоне действия этих категорий формируется «образ» конкретной коммуникационной ситуации, отражающийся, в свою очередь, на «образе» явления культуры, вовлекаемого в нее потоком движущихся и взаимодействующих смыслов.

В сферу действия СКП попадают такие проблемы как: взаимодействие личности, коллектива, общества в процессах создания, распространения, восприятия, культурных ценностей; взаимовлияние социокультурной среды и личности; феномен воздействия личности и конкретных культурных текстов на личность, социальную группу, массовые или исторические общности; взаимодействие и взаимовлияние субъектов культуры различного ста- [87]
туса в процессе диахронической и синхронической коммуникационной деятельности; взаимосвязь текстов культуры разной природы и их трансформация в тексты иных социокультурных уровней (биографический, научный, повседневный); и наконец, общее взаимоотражение всех типов общественных отношений в истории мировой культуры («эффекты» СК).

Таким образом, СКП синтезирует теоретический потенциал системного, деятельностного, информационного, семиотического подходов к явлениям культуры, позволяя выявлять новые грани бытия смыслов культуры как феноменов СК..

Похожие тексты: 

Добавить комментарий