Элементы театральности в этикете

[137]

Человек отличается от прочих природных существ наличием потребности в излишествах; он нуждается не только в необходимом, утилитарном, но и в том, что никак не влияет на его биологическое выживание, но совершенно необходимо для выживания его как социального существа. Эта специфически человеческая потребность выступает основанием культурного творчества. Человек не принимает мир в его данности, он создает свой собственный искусственный мир, в соответствии со своими идеальными представлениями. Разумеется, идеал никогда не достижим, но человек стремится к нему, находя наслаждение в самом процессе движения, созидания, глубинной сущностью которого является самореализация личности.
[138]

Творчество жизни осуществляется на всех уровнях существования человека: и в высоком искусстве, и в науке, и в повседневной жизни, куда человек также стремится внести элемент красоты, созидаемой гармонии. Одним из способов украшения повседневной жизни выступает этикет, в данном случае понимаемый как внесение некоторой меры условности в повседневную жизнь, в результате чего тривиальность жизни прерывается, единый, неразличимый в своей однообразности жизненный поток структурируется. В нем выделяются События и Эпохи, рождаются Смыслы, появляется Значимость.

Если попытаться соотнести этикет с каким-либо видом искусства, то наиболее подходящим аналогом, на наш взгляд, является театр. Все происходящее на сцене выступает как замкнутый на себе условный мир. Достаточно развитому в культурном отношении человеку не придет в голову, например, обвинять в аморальности актера, изображающего безнравственного героя. Хотя, надо заметить, для примитивного сознания характерно неразличение повседневной жизни и искусства: нередки случаи, когда актера, исполнившего роль какого-нибудь мерзавца, обыватели оскорбляли словом и даже делом.

Этикетное поведение — это тоже мир условного, где каждый шаг выступает не просто как поступок, но — и это гораздо важнее — как жест, обладающий смыслом, отнюдь не лежащим на поверхности. Этот «тайный» смысл прочитывается только путем расшифровки символической формы этикетного жеста. Когда мужчина подает руку женщине при выходе из кареты или трамвая, смысл его жеста состоит не только, а, может быть, и не столько в практической помощи: женщина, особенно современная, вполне способна справиться с этой задачей и сама. В таком этикетном поведении реализуется целая система культурных ценностей: мужчина осознает свое превосходство в физической силе, поэтому он готов позаботиться о женщине как о более слабом существе, готов и способен взять на себя ответственность и заботу о ней; несмотря на относительную физическую слабость женщины, мужчина признает ее достоинство как личности, т.к. старается сделать ее жизнь более удобной; и даже саму эту слабость он расценивает как некую привилегию женщины. Относительно последнего положения можно заметить, что в культурах, где женщина считается второсортным существом или, наоборот, женщины по всем параметрам приравниваются к мужчинам, такие формы вежливости либо вообще не приемлемы, либо могут восприниматься как оскорбление даже самими женщинами.

Этикет сближает с театром и наличие условного пространства, отделенного от обычной жизни: в театре — это пространство сцены, для этикета также характерно выделение особого пространства, в котором работают те или иные этикетные нормы. Причем это пространство имеет очень четкие границы. Поэтому возможен дипломатический, светский, деловой и т.д. этикет; при выходе за пределы определенной ситуации необходимо менять [139] и этикетные нормы, иначе поведение человека будет неадекватным, а его самого воспримут как невоспитанного или просто странного.

Другой характерной для театра чертой, которая так же присуща этикету, выступает переодевание. В театре оно помогает актеру войти в роль, а зрителю — соотнести актера с тем или иным персонажем, ввести его в контекст определенной эпохи. Мы знаем, какое важное значение придается в этикете одежде. В зависимости от ситуации, в которой человек находится, он должен выбирать одежду и другие способы оформления своей внешности. Признак воспитанного человека — это умение выглядеть адекватно ситуации: на дипломатическом приеме, на банкете, в рабочей обстановке, в гостях у близких друзей, на прогулке за городом или в театре воспитанный человек выбирает ту одежду, которая более всего соответствует ситуации. Сменяя костюм, он меняет также манеру поведения и общения, он как бы входит в ту роль, которая требуется от него ситуацией.

Как и для театра, для этикете необходимо наличие актеров и зрителей. Этикетное поведение обязательно ориентировано на восприятие другими людьми и на их реакцию, хотя бы в модусе «замечено». Подобно тому, как у каждого театра и даже у каждого спектакля есть своя собственная аудитория, так и этикетное поведение рассчитано на определенный социокультурный круг людей, принимающих одни и те же культурные ценности, придерживающихся сходных нравственных и, шире, духовных установок. Бывает, что человек совершает некий этикетный поступок в отношении другого человека, не входящего в данный социокультурный круг. Но в этом случае его поведение все равно рассчитано на прочтение членами его группы; именно они могут понять смысл того или иного этикетного жеста. Для другого же, «чужого» смысл этого этикетного жеста скорее всего будет невнятным, жест не станет знаком определенного содержания.

Завершая сравнение этикета с театром, хочется сказать, что этикет, как и театр, есть способ преображения мира человеческих отношений; основой такого преображения выступает воображение, фантазирование отдельной личности, различных социальных групп и общества в целом.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий