Значение диалога в школьном театре

Школьный театр — один из видов культурного воспитания подрастающего поколения, обладающий большими возможностями в формировании личности. Он, безусловно, может рассматриваться как психологическая форма воспитания в системе школьного образования. При этом театр как структура в разрезе выявляет ряд пластов, нацеленных на развитие личности, а именно:

  • театр как педагогическая гуманитарная дисциплина, предполагающая творческое развитие личности (форма игр);
  • театр как микросоциум;
  • театр как микрокосм и т.д.

Театр как социо-культурное образование предполагает разделение участников на тех, кто участвует в процессе создания творения через непосредственное делание, то есть игрой, и тех, кто руководит процессом творения. Это изначально задает ситуацию неравенства, при которой диалог невозможен. Однако это не так, ибо режиссер — учитель, выполняет в этом действе скорее роль наставника, который, прибегая к таким качествам как коммуникативность, понимание, толерантность, осуществляет дискурсивное общение с детьми. Здесь диалог как форма речевого общения, который может быть осознан и по-разному построен в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой преподаватель, лежит в самой основе театра. При этом присутствуют такие формы диалога, как внешний диалог (учитель/режиссер — ученик/актер), внутренний диалог (я актера и другое я — роль), диалог фантазии и реальности, диалог прошлого и настоящего, диалог текста и жизни, диалог поколений (передача знаний) и т. д. При этом сам диалог выступает в роли учителя, воздействуя на развитие человеческого духа, ориентируя его на те или иные ценности.

Театр как явление социальное и культурное используется педагогикой в воспитательных целях развития личности ребенка, при этом развитие через диалог. Он рассматривается как данность, смыслом и целью которого является помощь в личностном росте, в освоении и усилении самого себя, раскрытии своих способностей, в обогащении личного опыта, обретении ценностей и смыслов. При этом диалог и игра являются инструментами для такого самосовершенствования.

Игра — социальный фактор воспитания. Она широко используется в обыденной жизни как способ накопления социального опыта, который может быть использован в дальнейшем. В театре игра есть нечто большее, чем просто способ ознакомления с реальностью. Она переносит ребенка в иной мир, мир фантазии, который можно воплотить через проговаривание текста. При этом сам текст проживается, наделяется образностью, перестает быть просто знаками на бумаге. Через актерскую игру, актерский диалог написанные персонажи становятся реальностью, обретают жизнь. Это происходит благодаря тому, что подросток-актер проживает роль. Чтобы сыграть ее достоверно, он должен ее прочувствовать. Происходит, таким образом, диалог изнутри, когда неожиданно для себя ребенок обнаруживает свое иное, а именно роль, которая также является теперь его частью. Это дает возможность посмотреть на те стороны себя, которые до этого были сокрыты, но пребывали в форме потенции. Теперь это другое является уже познанным через перенос в мир реальный.

Проживая свою роль с каждой репетицией, с домашними повторениями текста, ребенок обогащает свой внутренний опыт, расширяет диапазон своей личности. С одной стороны, через прочтение пьесы он знакомится с культурой того времени, о котором она повествует. Готовясь к роли, он проживает тот социальный опыт, которым наделен его персонаж. Играя его на сцене, он делает этот опыт своим. С другой стороны, ребенок сохраняет способность смотреть на своего героя со стороны, оценивать его, выделяя, таким образом, только те качества личности литературного героя, которые являются для самого школьника ценностью. Через это формируется эстетическая сторона его личности.

С приходом в школьный театр ученик общается со своими сверстниками не как с теми, кого он видит каждый день в школе и знает как Машу или Витю, а как с теми, кто является его партнерами в другом мире, мире фантазии, и раскрываются там совсем по-другому, чем в мире школы. Ученик учится, таким образом, воспринимать каждого человека как наделенного чем-то большим, чем кажется на первый взгляд. Сам театр есть для него ни что иное, как особый мир, микрокосм, где все схоже с реальностью, но не настоящее, а статусом действительности наделяется только с его помощью, с помощью его игры.

До того, как начинается постановка пьесы, происходит акт выбора произведения. Режиссер предлагает актерам ту или иную пьесу, рассказывая ее содержание и свое видение произведения. Ученики через обсуждение должны выбрать ту, которую они собираются ставить. Но акт выбора должен быть обоснован. Таким образом, задается ситуация справедливого, демократического выбора, когда участники труппы на равных через диалог должны принять окончательное решение. Преподаватель втягивая детей в полемический спор, учит их принимать решение, отстаивать свою позицию и показывает, что все зависит от них. Главное — уметь убедить остальных и договориться с ними. В дальнейшем ученик обсуждает своего персонажа с режиссером, идет поиск образа через диалог, при котором выделяются определенные существенные черты героя, которые ребенку следует явить позже на обозрение публики.

Ну и последнее, это контакт со зрителем. При игре происходит незримая коммуникация с залом, который благодаря актеру вступает в диалог с пьесой, с ее героями. Чем лучше, достовернее игра актера, тем явственнее переживание зрителя и тем зримее диалог.

Итак, школьный театр создает такую систему коммуникаций, в которой происходит развитие личности не только ребенка, но и самого преподавателя, ибо факт самореализации ученика является условием самореализации учителя. При этом коммуникация осуществляется не только актеров с актерами или с преподавателем, но и коммуникация с залом, с произведением, с ирреальным через диалог, который в зависимости от вида коммуникации различен. Так или иначе, театр — это особая социальная среда возможностей развития личности, где диалог — обязательное условие развития.

Комментарии

Добавить комментарий