Женщины в системе эллинистического образования

[442]

Указанному вопросу посвящали работы многие. Это публикации В. Цветаева, А. Штекли, ряда других зарубежных и отечественных авторов.

Раскрывая эпоху исследователи, прежде всего, уделяют внимание ее основным характеристикам, ведущим философским положениям, конкретным естественнонаучным данным. Тем интереснее вспомнить штрихи менее значимые, но не менее интересные. Античность и ее закат дают нам весьма любопытные данные заявленной темы. И хотя конкретные работы утрачены, но история сохранила нам факты, представляющие интеллектуальную ценность.

Еще до эпохи эллинизма можно вспомнить имя ученицы Пифагора Теано. Сокровенные стороны его учения, а также, по приданию, его сочинения были переданы им дочерям — Дамо и Аригноте. Известен факт слушания женщинами лекций Платона. Некоторые из них продолжали занятия философией уже после его смерти в школе Спевсиппа, преемника Платона по руководству учебным заведением. Аристипп передал свои знания дочери Арете, которая, в свою очередь, обучала сына, также Аристиппа. Яркой представительницей кинизма явилась Гиппархия, жена философа Кратета, софизмами приводившая в замешательство многих. История приписывает ей также большую развязность, не уступавшую диогеновской. Женщины были в школе эпикурейцев.

Эллинизм дает нам ряд известных имен. Однако самой значительной фигурой эпохи явилась, безусловно, Гипатия. Жизнь и педагогическая деятельность ученой протекали в Александрии. Принадлежность к Мусейону, общество утонченных и глубоких мыслителей, влияние отца, известного астронома, не могло не сказаться в творчестве Гипатии. Она впитала многое. Платон и Аристотель, идеи неоплатоников, этические искания времени — всему этому [443] Гипатия уделяет большое внимания. Строгая школа отца, знание математики, механики, астрономии (ею сделаны комментарии к сочинениям Деометра Дифанта, специальная работа посвященная коническим сечениям) позволили ей избежать налета мистицизма, характерного для неоплатонизма. Огромная эрудиция, рассудительность снискали этой женщине уважение многих. К ней присылались даже труды по христианскому богословию. Но темный плащ философа, который стала носить Гипатия, не послужил защитой. Гипатия была свидетелем разгрома храма Сераписа в 391 году, стычек между язычниками и христианами. Центр эллинистической культуры был раздираем многими бедами. Сумерки сгущались. В 409 году издается указ, по которому математикам вменялось в обязанность следовать христианской вере. Гипатия избегает этого указа, но падает Рим, раздоры в Александрии усиливаются. Март 415 года оказался для нее роковым.

В это же время в Александрии занимается философией еще одна, менее известная женщина Олимпиодора. В начале V века в Пергаме читает лекции Сосипатра, чей дар изложения привлекал многих. Легенды говорят о ее провидческом даре, который она обнаружила еще в Эфесе, где прошло детство, и где она стала женой философа Евстафия. Уже овдовев, читая лекции в Пергаме, она переживает увлечение одним из учеников. Но сила характера и самоотречение помогли отторгнуть предмет страсти, о кончине которого, она провидчески узнает в самый момент смерти.

В Афинах, в IV-VI веках, было значительное число высокообразованных женщин. Истории известны имена Асклепигении — дочери неоплатоника Плутарха Афинского, дочери Прокла — Эдесии. Первая была посвящена отцом в таинства религиозной философии, прекрасно знала элевсинские мистерии и, по преданию, обучала этому самого Прокла. Быть может поэтому экстаз, божественное озарение Прокл ставит выше разума. Его философия демонстрирует переход от языческих культовых начал к христианской теологии. Эдесия, о которой мы уже упомянули, родилась в Афинах. Она была родственницей Сириана, одного из схолархов платоновской академии. Эдесия выходит замуж за александрийского философа Гермию, члена мусея, научного центра и высшей школы, которым гордился Египет. В его стенах в свое время работали Эвклид, Клавдий Птолемей. Любопытно, что исследование в рамках Мусейона дотировались государством. Вот почему Эдесия, после смерти [444] мужа, в память о его заслугах, стала получать то, что мы теперь назвали бы пенсией. Двое сыновей Эдесии и она сама для пополнения образования переезжают в Афины, где слушают Прокла. Позже Аммоний и Гелиодор, ее сыновья, становятся ведущими философами Александрии. Старший из них — комментатор Платона и Аристотеля, а его учениками были Олимпиодор и Иоанн Филопон, завершивший неоплатонизм.

Удивительна судьба дочери афинского софиста, известного учителя красноречия Леонтия — Афинаиды. Блестяще образованная она знала Гомера, Демосфена, основательно изучила латынь, явила великолепные примеры стихосложения. Судьба привела ее в Константинополь, где она искала защиты, будучи лишенной наследства. Допущенная к сестре императора Пульхерии она покоряет ее своей наружностью и образованием. Созревает план выдать ее за императора Феодосия II. Приняв крещение, она становится императрицей Евдокией. Свою дочь Евдоксию она выдает за римского императора Валентиниана III. В первой половине V века связь империй держалась, в известной степени благодаря женщинам. Валентиниан III, став зятем Феодосия II следует его социально-политическим установкам, перенеся на римскую почву так называемый кодекс «Феодосии»: свод положений экономического, политического и церковного порядка. Через 100 лет будет явлено противостояние и уже Боэцию предъявят обвинение в антигосударственных связях с Византией. В последние годы она оставляет константинопольский двор и ведет уединенную жизнь в Иерусалиме, где умирает примерно в 460 году.

Афинская академия была закрыта в 529 году. Одной из ее последних учениц была Феодора, обучавшаяся у схолархов Исидора и Дамаския. Энциклопедическая образованность Феодоры проявлялась в математике, филологии и ведущем философском направлении — неоплатонизме.

Приведенный материал говорит не только о любопытных исторических фактах, но является свидетельством традиций высшей школы, существующих почти три тысячелетия, где женщина занимала хоть и не главенствующее положение, но имела свою почетную нишу.

Добавить комментарий