Представление о национально-религиозной свободе у зелотов

[105]

Идея свободы народа возникла в результате контактов иудеев с греко-римским миром, где существовало разработанное понятие свободы гражданина. Будучи переведенным на иврит, греко-римский термин приобрел пафос борьбы за национальное освобождение. Для зелотов свобода — это прежде всего политическая независимость. Об этом говорит тот факт, что Иудейская война началась с отказа священников приносить жертву за императора, так как, по их мнению, нельзя приносить жертву за иностранцев.

Зелоты были миллинаристским движением, подобным средневековым ересям. Судя по их отношению к человеческим жизням, материальным ценностям и архивам, зелоты считали, что время истории кончилось. В осажденном Иерусалиме они предпринимали действия, явно противоречащие Галахе, тем самым, показывая, что время ее действия истекло. Их отношение к Храму было амбивалентным, с одной стороны, они считали, что Всевышний сохранит Храм, а с другой стороны — сакральность пространства Иерусалимского Храма зелоты оспаривали. Пространственно-временной континуум в осажденном Иерусалиме, по-видимому, воспринимался как промежуточное состояние между этим миром и спускающимся свыше Олам Хаба. Приближение мессианских времен в представлении зелотов позволяло им проще относиться к строгостям еврейского закона, что можно назвать тенденцией к интериоризации понятия свободы. Такая свобода может с течением времени вылиться в свободу вообще от каких бы то ни было ограничений и обязательств, свободу от морали.

Добавить комментарий