Игры детей (по крайней мере, до относительно недавнего времени) нередко сопровождались считалками, изучение которых способствует выявлению определенных закономерностей, характерных для детского словесного творчества. Творчество можно рассматривать как приспособительную реакцию к окружающей среде (Левин, Скиннер и др.), как своеобразную сублимацию сексуальной энергии (Фрейд), как реализацию архетипического бессознательного (Юнг) и т.д..
Исследование творчества ребенка в области считалок приводит к выводу, что его можно рассматривать, прежде всего, как проявление игрового [79] отношения к реальности, а также как своеобразную «карнавализацию» действительных отношений, царящих в окружающем мире.
Й. Хейзинга выделяет следующие особенности классической игровой ситуации: четкое отграничение игры от жизни (как сферы серьезного), незаинтересованный характер, переворачивание реальных отношений и социальных ролей, изолированность от обыденной жизни местом действия и продолжительностью, состязательный (соревновательный) характер и т.д. Игра рассматривается этим автором как проявление свободы (как сама свобода), в качестве же существеннейшего свойства, присущего игре, он выделяет повторяемость, которая характеризует ее внутреннюю структуру, поскольку «элементы повтора, рефрена, чередования встречаются на каждом шагу почти во всех развитых игровых формах» (1).
В считалках мы находим мир абсурдных, перевернутых отношений, что является, как известно, одним из основных принципов народной эстетики комического. В них можно встретить «пляшущую посуду», «доктора, едущего на свинье с балалайкой на спине», «бабу, поехавшую на клюке к старику», «зайца, ищущего работу» и т.п..По сути дела, в подобных «текстах» осуществляется своеобразный «выход» маленького человека из рамок необходимости в мир свободы, он знает как надо, но ему нравится переворачивать все с ног на голову.
Наблюдения над словесным творчеством свидетельствуют о том, что ребенок весь в непосредственном реальном движении, он творит реальное действие и интересует его, прежде всего, процесс действия, а не результат, с этим связана насыщенность детской «поэзии» действенностью, динамизмом. Стихотворный текст для ребенка, как и игра, есть своеобразный способ внесения и удержания во времени определенного порядка, это, скорее, способ организации и конструирования человеческих сил, а не представление о мире. Не случайно, повторяемость является структурным свойством считалок на всех уровнях — ритмическом, звуковом, синтаксическом, образном.
Не только сотворить свой мир, свой порядок, но и закрепить его с помощью повтора чтобы тем самым легче утвердиться и освоиться в мире реальном.
Добавить комментарий