Социальное значение игры

[81]

У многих людей игра ассоциируется исключительно с детством. Часто к игре относят то, что не является серьезным, а игроков считают легкомысленными.

Какова же действительно роль игры в жизни отдельного человека и в целом общества? Насколько игра серьезна? Эти вопросы таят в себе чрезвычайные загадки человеческой жизни.

Значение игре придавали еще древние мыслители. Платон отмечал воспитательную функцию игры. Позднее эти взгляды были развиты в трудах Ж.-Ж. Руссо, У.Т. Песталоцци и других. Изучением игры занимаются в этнографии, истории культуры, в психологии, в теории управления и других науках. Попытку систематизировать изучение игры предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что игра является предупреждением инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование (теория предупреждения). Другой немецкий ученый К. Брюгер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Фрейдизм видел в игре выражение глубинных инстинктов и влечений. Материалистический взгляд на игру сформулировал Г.В. Плеханов, указывая на ее возникновение из труда. Кроме того, в современной концепции естествознания, с помощью игры рассматривается теория возникновения и развития жизни. Т.Я. Дубнищева показывает, что все процессы эволюции мира — это игра. С помощью игры возможна имитация эволюции самовоспроизведения живых систем и образование структур (модель теории самоорганизации). Теория игры используется в прогнозировании, политике, экономике, праве, образовании, военных действиях и других областях.

Для определения соответствия игры и жизни человека и общества необходимо определить, чем является истинная игра, и как она соотносится с нашими представлениями о жизни. В процессе исследований я пришел к необходимости разделения игр на истинные и ложные. К первой группе игр я отнес те игры, в которых стремятся постичь их правила, сделать их всеобщими. Перефразируя известный императив И. Канта «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом», можно сказать: играй так, как если бы ты мог пожелать, чтобы правила твоей игры стали всеобщими. Ко второй группе я отнесу те игры, в которых правила выражают чьи-либо интересы вопреки всеобщей воле.

Если обратиться к истории и рассмотреть отношение к игре в различных общественных системах, то выяснится, что игра истинная несовместима с тоталитарными режимами. В середине века «отцы церкви» (Василий Великий, Тертуллиан, Иоанн Златоуст) восстали против, по их мнению, [82] «Безумных игр» и репрессии христианской церкви пытались их изжить, но эти попытки были безрезультатны. Древние языческие игрища не были уничтожены — настолько они пронизывали народную жизнь. У нас в стране (советский период) игру считали уделом детского возраста. Истинная игра выражает сущность жизни личной и общественной. Она выражается в том, что жизнь, как общественная, так и личная, не могут быть догматична. Поэтому истинная игра не принимается тоталитарным обществом.

Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод о том, что поиск смысла жизни скрыт в поисках смысла игры, а также о необходимости использования игры и ее значения. Ни одна из наук не может дать исчерпывающего представления об игре. Вместе с тем, ни одна из наук не обходится без применения теории игры, что говорит о ее значимости. Постижение смысла игры, как и смысла жизни, является одной из задач философии.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий