В диалоге со временем

[16]

Название конференции «Диалог в образовании», связанной с юбилеем доктора философских наук, профессора и члена-корреспондента Академии образования России Алисы Петровны Валицкой, вполне соответствует ее «родовому свойству», проявлявшемуся на протяжении многих лет ее педагогической деятельности. Лекционное взаимодействие Алисы Петровны со студентами неизменно носило диалогический характер. Но дело не только и не столько в отсутствии монологизма в преподавании, сколько в ее личностной позиции в отношении к российскому образованию, искусству, науке, культуре вообще. Долгие годы она находилась в критической оппозиции к существующей системе сначала эстетического воспитания, а затем и всего образования. В конце концов, в последнее десятилетие она построила собственную концепцию образования, существенной стороной которой явилось утверждение принципа диалогичности как высшей формы межсубъектного общения, оптимального типа отношений между воспитателем и воспитуемым.

Алиса Петровна начинала свой путь в науке и образовании в особое время — 60-е годы, когда стали бурно развиваться гуманитарные науки, каждая из которых заботилась об определенности своего предмета и своего дискурса. Вместе с тем, нарастала романтическая ностальгия по утраченной целостности бытия человека, развивался интерес не только к социальности личности, но и к ее индивидуальным проявлениям, к тайне уникальности человека, его души, духа, творчества. Может быть поэтому она прежде всего обратилась к проблеме романтического в искусстве, написала соответствующие статьи, диссертацию, а позже — и замечательную [17] книгу, посвященную гениальному русскому романтику — Оресту Кипренскому.

С середины 70-х годов не только Россия, но и все мировое сообщество осознало себя на пути к глобализации, невзирая на противоположность существующих социальных систем. На знаменитом Хельсинском совещании это ярко выразил Чингиз Айтматов, сказав, что мы все в одной лодке, а вокруг — безбрежный космический океан. В нашей стране тогда оказалась чрезвычайно нужной такая образовательная дисциплина, которая бы давала школьникам и студентам представление о множественности культур, предоставляла бы базу для общения людей разных сословий, профессий, культур. Нужно было сформировать у молодежи некий образ мировой культуры, который бы конкретизировался в соответствии с общечеловеческой и национальной системами ценностей.

Эта дисциплина не могла сразу иметь четкого корпуса знаний, ей должен был быть свойственен плюрализм оценок и мнений, этико-педагогическая ориентация и, вместе с тем, образность, связность, доступность, опора на яркие факты мировой культуры.

Общие философские проблемы истории, культуры и сопряженные с ними проблемы личности разрабатывались отечественными учеными раньше чем проблемы экономики, права и даже морали. Здесь было меньше мертвящей идеологии. В этом отношении особо продуктивной стала эстетика 70-х — 80-х годов; она активно участвовала в подготовке «гуманитарной революции» в России и попыталась ответить на вызов времени — «собирать камни» в формировании разносторонне развитого типа личности. Именно эстетика первая конституировалась в этом плане. Хорошо известны успехи петербургских эстетиков того времени М.С. Кагана, П.В. Соболева и многих их учеников.

А.П. Валицкая — талантливая ученица П.В. Соболева, многое сделала в развитии эстетического образования студентов Герценовского университета и, кроме того, впоследствии провела научные исследования по истории русской эстетической мысли XVIII века, защитив докторскую диссертацию по эстетике Просвещения в МГУ. Именно в это время в российской школе обрели особый статус дисциплины «эстетического цикла». Обнаружилась особая роль искусства не только в становлении эстетического, но и культурологического образования.
[18]

В 80-е годы особенно ярким стал спектр исследований общекультурного характера в образовании. Многие эстетики и деятели искусства, озабоченные неудовлетворительным положением духовного и художественного развития учащихся, решили изменить это положение вопреки сопротивлению советского бюрократизма (Д. Кабалевский, Б. Неменский, С. Герасимов, М. Каган, Б. Юсов, Л. Крутенская и многие другие).

Искусство теперь рассматривалось как часть культуры; все искусства объединялись в контексте истории мировой культуры и художественного образования учащихся. Появилась новая инновационная учебная дисциплина «мировая художественная культура».

Алиса Петровна приложила много усилий, чтобы эта дисциплина как важнейшая составляющая гуманитарного образования вошла в структуры учебных планов педагогических вузов России. Она стала активным соавтором первой в стране фундаментальной университетской программы обучения студентов по мировой художественной культуре.

Развитие эстетического образования и эстетической науки дало основание увидеть, что за разветвленной сетью эстетических ценностей — скрывается их глубинная системная взаимопривязанность. Она порождена потребностью культуры охватить полностью сознанием все ценности мира человека. Рождалось понимание отличия особой аксиосферы культуры, целостности и полноты ценностных форм бытия. Постепенно осознавалась необходимость предоставить будущему учителю возможность постичь своеобразие ценностного мира человека, ибо учитель — это профессиональный воспитатель, а не только средство передачи объективных знаний от поколения поколению.

Диалог со временем вновь заставил Алису Петровну выдвинуть инновационную область обучения будущего учителя — «Аксиологию личности».

Обвалы, разрывы и проблемы 90-х годов в конце концов заставили понять, что нужна работа синтеза в понимании того, что сделал человек в XX веке и как он дальше должен развиваться. Проблемой стала сама культура. Реальная, исторически вызревшая проблематичность культуры пробудила мощную культурологическую рефлексию. Стали анализироваться культурологические основания образования, развиваться культурные стратегии педагогической [19] деятельности. Алиса Петровна попыталась дать собственные теоретические и практические версии решения возникших в образовании актуальных задач.

В этом отношении весьма показательны, во-первых, ее книга «Образование в России: стратегия выбора», во-вторых, создание концепции и модели культуротворческой школы, ее успешное внедрение в различных городах страны. Вместе с тем, в повестке сегодняшних гражданских, научных и педагогических дел Алисы Петровны — «Целостность гуманитарного образования учителя». Как видим, дорогу осилит идущий…

Добавить комментарий