Время и возраст

[95]

Время представляет собой синтез трёх элементов: прошлого, настоящего, будущего. Их синтезом обусловлена длительность времени, когда прошлое, преобразуясь в настоящем, продолжает себя в будущем.

Центральное место среди элементов времени занимает настоящее время. Прошлое и будущее существуют только потому, что они присутствуют в настоящем, а также потому, что прошлое было настоящим, а будущее будет им. Именно в настоящем происходит синтез прошлого и будущего, и время обретает длительность.

Вместе с тем, настоящее в какой-то мере выпадает из времени. Оно мимолётно и не длится. Настоящее можно понять в качестве потока становления, в котором ставшее всякий раз оказывается иным, нежели оно само. Оно оказывается иным настоящим. Такое мимолётное настоящее всегда случайно и непредсказуемо.

Им живёт по преимуществу ребёнок. Его мимолётность и непредсказуемость становится источником фундаментальных негативных эмоций в детском возрасте. Миф о безоблачном детстве возникает в зрелом возрасте, когда детские фобии представляются несерьёзными. Необеспеченность настоящего для ребёнка снимается опекой взрослых.

Для взрослого человека необеспеченность мимолётного настоящего снимается временем. Мимолётное настоящее распадается на настоящее-прошлое, настоящее-будущее и наличное настоящее. Распадаясь, мимолётное настоящее одновременно организуется. В таком распаде и организации и заключается время.

О наличии времени нам свидетельствует нечто новое, появляющееся в настоящем. В том распаде мимолётного настоящего, о котором мы говорим, новое, несмотря на присутствие в настоящем, в целом относено к будущему. Тем самым создеётся некоторая дистанция относительно неопределённой, а потому часто пугающей новизны. Поскольку новизна выступает показателем времени, можно сказать, что время притекает из будущего.

В отличии от будущего в прошлом ничего нового нет, так как оно уже прошло. И даже если новое в прошлом открывается, его открытие принадлежит настоящему или будущему. Оно ничего не меняет в самом прошлом, но лишь помогает лучше его понять. Прошлое пребывает, конечно, в наличном настоящем, но от настоящего в прошлом оно оторвано. Этим объясняется неизменность и обобщенный характер прошлого. Они формируют образ прошлого как сферу того, что известно, как область относительно завершённого знания в противоположность новизне и неизвестности будущего. Когда в жизни преобладает влияние прошлого, о ней говорят, что время как будто остановилось или отсутствует вовсе. Прошлое, таким образом, тоже в какой-то мере выпадает из времени, но не благодоря своей мимолётности, а из-за своей неизменности. Неизменность и [96] обобщённость прошлого приподнимаются над настоящим и распространяются в будущее. Они делают настоящее и будущее болеепредсказуемыми, хотя и ограничиваются ими.

Неизменность прошлого и новизна будущего взаимно дополняют и ограничивают друг друга. Только на фоне неизменного, распространяющегося из прошлого, существуют новизна будущего и наоборот. Неизменное локализует очаги новизны, приходящие из будущего, и задаёт парадигму освоения нового как проблеммы. Тем самым более или менее снимается страх нового, и оно может стать даже желанным. В свою очередь новизна будущего постоянно уточняет неизменное, которое тянется из прошлого, отбрасывает из него случайное, обобщает его. В виду прошлого и будущего радикально преобразуется наличное настоящее. Его текучесть и мимолётность организуются и направляются проблемой, возникшей на пересечении парадигмы, идущей из прошлого, и конкретной новизны будущего. Так появляется настоящее, не как нечто мимолётное, а в значении длящегося времени переживания и решения той или иной проблемы.

Человек молодой и человек зрелый живут в основном будущем. Настоящее для них мимолётно, как для ребёнка. Ребёнка мимолётность настоящего пугает. Для молодого и взрослого человека она является показателем незначительности настоящего. Жизнь будущим — постоянная забота, ибо в ней наличное настоящее незначительно, а то, которое наступит, неизменно ускользает в будущее. При этом молодость, стремящаяся к самоутверждению, использует неизменность прошлого в качестве точки опоры, отталкиваясь от которой можно перевернуть многое в будущем.

Зрелый человек выстрадал более уважительное отношение прошлому. Его обобщённость и неизменность он использует, пытаясь овладеть будущим. Человек творческий, каких обычно немного, живёт настоящим, что сближает его с ребёнком. Но его настоящее не мимолётно. Оно является временем переживания, синтеза прошлого и будущего. Такой человек поистине бросает свет на прошлое и прокладывает пути в будущее. Правда, путями этими пользуется в основном не он, а те, кто живёт будущим.

Старец, естественно, живёт прошлым. Им обусловлено и его настоящее и то будущее, которое у него осталось. Бытовая сторона жизни человека преклонных лет определена его прошлым. В прошлом сложились его убеждения. Старость нечутка к новым впечатлениям. В этом состоит её некоторая чёрствость. Старость достигает того, к чему стремится молодость и зрелость. Она овладевает будущим, но исходя из прошлого. Поэтому молодость и зрелость, живущие будущим, склонны ей пренебрегать, если не в состоянии использовать старого человека. Старость тянет к детям, которые не обременены заботой, и готовы слушать старого человека.

Добавить комментарий