Критика современной моральной философии с позиции этики добродетелей

[188]

В современной западной моральной философии, начиная с шестидесятых годов, велся поиск альтернативы утилитарским и де онтологическим теориям первой половины века. Одном из направлений были теории добродетели, однако, подлинное возвращение добродетели состоялось после публикации в 1981 году книги Аласдера Макинтайра «После добродетели» В ней содержалось не только оригинальная теория Макинтайра, но и весьма интересное предположение о том, что современная моральная философия не имеет надлежащего теоретического аппарата для исследования вопросов морали.

Однако необходимо более подробно рассмотреть книгу Макинтайра. Его критика современной моральной философии строится на основе концепции истории морали, согласно которой Западная культура находится сейчас в состоянии глубокого кризиса. По мнению Макинтайра, хотя сейчас и существуют моральные понятия, однако, они представляют собой останки сгинувшей культуры, утерявшие свою убедительность в глазах людей. Продолжающиеся дискуссии по этике, очевидно, выявляют этот факт. Ввиду практической невозможности аргументировать свою точку зрения. Люди придерживаются различных моральных теорий, которые представляются им верными, однако при попытке сопоставить их позиции они оказываются несоизмеримыми.

Главной особенностью позиции Макинтаира в критике современной философии является то, что, он уверен в необходимости глобальной проверки моральных теорий. Так как их ошибки нельзя исправить частным порядком. При этом необходимо проанализировать исторический процесс и его связь с текущей ситуацией. Это необходимо, для того чтобы посмотреть на мораль с исторической точки зрения «почувствовать» ее.

Основная идея лежащая в основе Макинтайровской реконструкции истории этики заключается в том, что все современные теории морали являются наследниками Просвещения. Несмотря на серьезные различия, все эти теории имеют одну особенность. Важнейшей их задачей является обнаружение универсально справедливого основания для морали, недоступного для социальных и культурных условий. С того момента никто не пытался создать моральную теорию, которая бы не учитывала идею универсальности и независимости морали. Это стало отправной точкой любого рассуждения на тему этики. Вывод, который может быть сделан из провала проекта Просвещения, заключается в том, что моральные или оценочные суждения не могут быть выведены рационально из полностью фактических посылок.
[189]

Именно в контексте этой проблемы Макинтайр считает, что единственная возможность получить представление о морали заключается в том, чтобы изучить историю и практики человеческого общества.

Комментарии

Добавить комментарий