Постмодернизм это, прежде всего новый тип культурфилософской рефлексии, появившийся как следствие осмысления кризиса в западной культуре ХХ века. С крушением модернизма всё острее чувствуется нежизнеспособность прежних методов философствования. Создавая новую основу для философии, теоретики постмодернизма изначально исходили из задачи полного отказа от прежних культурфилософских установок. И, прежде всего, это отказ от истины. Вместо истины постмодернизм провозглашает «след» или «ареал истинности», и как следствие этого неприятие категории Сущность, вместо которой вводится понятие — Игра Случая. Главным понятием в философии, становится понятие — анархии и иронии. В искусстве же доминирует постиш и пародия, как умелая переработка текстов прошлого. Да и само понятие текста подвергается глобальному переосмыслению. Текст теперь не отображение реальности, а метод конструирования новой — гипервиртуальности. Здесь начинает доминировать не моноперспективизм, а позволяющий расширить философский ракурс — мультиперспективизм.
Если модернизм пытался создать единый мир, то постмодернизм создает плюралистическое пространство, в котором возможны любые интерпретации и толкования. Толкования всегда осуществлялись через языковые априорные формы в культуре. Язык всегда довлеет над культурой, и задаёт параметры её развития.
В постмодернизме язык выступает тем базисом, на основе которого и возможно согласование различных мнений и гипотез. Только через язык можно сблизить различные по смыслу культурологические концепции Текст, Значение, Смысл, Знак, Символ — вот основные категории философии языка в постмодернизме. Если и будет создан «новый мир субъект — субъектных отношений» как обещают теоретики постмодернизма, то его описание станет возможно только через Текст.
Не являясь реальностью, текст создает иную — виртуальную реальность. Не случайно в последнее время широко обсуждаемой темой философского диспута стала проблема «экранной» культуры, как следствие усиливающегося влияния телевидения и интернета. Подобная «экранная» культура создаёт свой текст и свой язык, который характеризуется тремя категориями: разрозненность, покадровость и фрагментация сознания. Через новый язык и происходит идеологическое кодирование «нового человека». Здесь язык является инструментом власти и использование «нового языка» влечёт за собой слом старых стереотипов культуры. Являясь огромным интерпретационным полем, культура созидает, смыслы во времени, и изменение языка делает невозможным осознание Текста созданного смысловыми конструкциями далёкого прошлого. В языке сохраняются общеупотребимые [195] лингвистические структуры, но со временем меняется сам Смысл, что делает текст бесполезным для толкования. И тогда для человека остаётся один путь «спасающий» текстуальный смысл — это культурная преемственность, которая и является тем важным фактором человеческой жизни, отвечающим за сохранение и ретрансляцию смыслов на всей протяженности человеческой истории.
Преднахождение новых форм отношения человека с миром требует и нового отношения к искусству. Описывая творчество, постмодернизм исходит из концепции «игры». Игра становится главным методом самовоплощения идей автора, сохраняя при этом открытость для дальнейших трактовок и толкований того текста который и создаётся в процессе Игры.
В современном искусстве, игровой элемент сильнее всего проявил себя в поэзии. Раскрывая смысл мира глубже и яснее, поэзия не сообщает нам истину, а раскрывает всё многообразие символов трактуемых нами как Истина. Поэзия возникает из постоянной обращённости к Иному. Смыслы не рождаются из ничего, они всегда суть диалога Человека с Иным. Поэтическое знание всегда ассоциативно и метафорично. Знание художника всегда больше чем знание учёного, и здесь мы впервые сталкиваемся с проблемой неопределимости поэзии в рамках философской рефлексии. Поэзия не поддаётся описанию. Определение в данном случае означает ограничение. Поэзия всегда знамение Иного, и связь с миром скрытым от нас нашей рациональностью, и потому удел поэзии — безумство. Безумство не в поведении, а в мышлении. Только «безумство» поэзии сохраняет способность человека на новые открытия, и неожиданные ходы в рефлексии предельных оснований человеческого бытия.
Современное искусство более не может ограничиваться старыми формами. В поисках нового, постмодернизм обращается и к искусству прошлого, и к футурологическим изысканиям настоящего. Стремление воссоздать реальность встречает непреодолимую преграду — виртуальность текста. Реальности нет, есть Текст, лишённый границ и идеологий. В тексте мы можем ограничивать себя лишь нашими возможностями его трактовать. Создавая текст гибкий для манипуляций читающего, автор избегает навязывания иных смыслов, кроме тех которые сам будет продуцировать читатель, слушатель, зритель. Мир смыслов безграничен, и всё что мы принимаем за действительность, и есть текст, от грамотного, прочтения которого и зависит будущее культуры и человека.
Комментарии
Текст, значение, смысл: постмодернизм как игра
Всё это вправду наш ,,мирок". Автор вышеизложенного текста сумел тронуть тему в именно существенных чертах. А жаль, что он тоже увлечён сумбурным ,,языком" этой французско-еврейской школы. Надо помнить, что лидеры этой школы плохо знакомы с философской классикой и поэтому их идеи надо изложить более по-философски.
Добавить комментарий