1. В наши дни феномен смерти все в большей степени включается в сферу конкретно-научного познания. Доминирующее значение здесь обретают биомедицинские исследования, осуществляющиеся с привлечением широкого арсенала естественнонаучных познавательных средств. С другой стороны, изучение смерти как целостного явления предполагает развитие психологических, социологических, культурологических подходов.
Однако попытки междисциплинарных синтезов в этой области сопровождается серьезными методологическими сложностями. Вследствие этого актуальной становится выработка новых философско-мировоззренческих обобщений, опирающихся на конкретно-научные исследования и общекультурные установки, а вместе с тем предоставляющие возможность индивидуализации знаний об умирании. Поскольку же человек наделяет любые знания личностным содержанием, особое значение для него приобретает вопрос о смысле смерти. Какие же решения этой проблемы предлагаются в конкретно-научных исследованиях? В чем заключается значение вненаучных интерпретаций проблемы? Какое влияние оказывают эти факторы на Формирование индивидуального отношения человека к смерти и трактовки ее смысла?
2. В контексте биологических исследований смерть рассматривается как важнейший эволюционный механизм, обеспечивающий действие естественного отбора, своего рода «плата» за возможность развития и усложнения организации. Дело, однако, не сводится к этому. Жизнедеятельность любого биологического объекта предполагает одновременное протекание процессов созидания и разрушения. Биологический смысл смерть элементов и подсистем (будь то клетки, организмы, виды) приобретает только применительно к целостной биосистеме. Поэтому если «частичная смерть» (например, гибель клеток) есть условие роста и развития человеческого организма, то полная смерть человека оказывается условием продолжения существования надорганизменных образований, в первую очередь вида Номо sapiens.
3. В науках, изучающих общественную жизнь, человеческая смертность рассматривается как фактор, воздействующий на развитие материального и духовного производства. Широкое распространение здесь получило представление о социальной оправданности смерти ограниченностью общественного предназначения каждого из людей. Поскольку возможности профессионального и духовного совершенствования у человека к определенному моменту исчерпываются, — отсутствие смерти привело бы не только к личной, но и общественной стагнации. Таким образом, социальный смысл смерти заключается в том, что она является одним из механизмов, стимулирующих развитие культуры (Э. Фромм и др.). Вместе с тем высказывается и альтернативная точка зрения: поскольку в ходе развития общества и усложнения технологий увеличиваются сроки, необходимые для получения образования, повышается значимость производственного и социального опыта, то смерть превращается в фактор, снижающий темпы общественной эволюции. Поэтому она теряет социальный смысл, а значит, должна быть побеждена в ходе развития науки (В.Ф. Купревич, И.П. Вишев). Думается, однако, что при всей привлекательности такой цели возможность ее достижения носит пока достаточно абстрактный характер, кроме того, столь серьезная генетическая и психологическая перестройка человека может привести к результатам, весьма отличным от желаемых, и, безусловно, станет причиной возникновения острых социальных и нравственных проблем.
Главное же для нас заключается в том, что в любом случае при социологическом подходе утверждения о наличии или отсутствии смысла смерти обосновываются исходя из анализа надиндивидуальных запросов социума.
4. Специальное обращение к личностному смыслу смерти осуществляется в психологических и философских исследованиях. В работах по трансперсональной психологии показана закодированность архетипов умирания и смерти в глубочайших пластах психики (С. Гроф и др.). Это являются косвенным подтверждением точки зрения, в соответствии с которой знания о неизбежности окончания жизни стимулируют стремление человека к самосовершенствованию, самовыражению.
Поэтому психологический смысл смерти усматривается в том, что она способствует внутреннему развитию человека, тем самым смерть придает смысл жизни (В. Франкл и др.). Такая позиция представляется значительно более обоснованной и гуманной, нежели имеющие столь же долгую историю утверждения, согласно которым для самого умирающего смерть абсолютно бессмысленна, а если это так, то и жизнь не имеет ни смысла, ни ценности.
5. Личностное принятие человеком одной из этих крайних установок или выработка собственной, промежуточной осуществляется под влиянием неосознаваемых и осознанных, научных и вненаучных представлений о смерти. Известно, что в экстремальных ситуациях человек стремится к спасению жизни, инстинкт самосохранения требует преодоления угрозы смерти, и вместе с тем люди оказываются способны на самопожертвование. А исследования в области психологии умирания показывают, что на заключительных его этапах наступает фаза «примирения»: человек успокаивается, погружается в размышления о прожитых годах и предстоящей смерти, причем это сопровождается улучшением телесного состояния.
Поэтому можно предположить, что и биологически, и психологически в человеке заложена способность внутреннего принятия смерти и наделения ее смыслом. Однако когда и как именно это происходит зависит от особенностей личности, от образов смерти, существующих в культуре и складывающихся под влиянием научных представлений, мировоззренческих абсолютов. Характерным для современной ментальности стал образ «медикализированной», «дикой» смерти (Ф. Арьес, Э. Каблер-Росс и др.). Несмотря на достижения в познании причин и механизмов умирания, в развитии геронтологии и медицины, смерть остается неизбежной и человеку ХХ века с его верой в безграничные возможности научно-технического прогресса настолько сложно смириться с этим, что он стремится «забыть» о смерти. «Прирученный Танатос» оборачивается ранее скрытой стороной: именно в странах с хорошо развитой реанимационной службой смерть перестает быть таинством и отчуждается от человека, он превращается в объект манипулирования, умирание деперсонализируется. Смерть теряет свое традиционное место в общественном сознании, что становится, с одной стороны, причиной обесценивания жизни, а с другой фактором обессмысливания смерти, увеличения трагизма в ее восприятии. Поэтому чрезвычайно важным представляется на только развитие научных исследований смерти, но и «возвращение» ее в культуру, широкое обсуждение вопроса о смысле смерти, философское обобщение тех «срезов» проблемы, которые предлагаются частными науками.
Добавить комментарий