Эстетика среды

[84]

Эстетика среды — составная часть постнеклассической эстетики, рожденной в рамках экологического движения. Внимание науки (в т.ч. и эстетической) к проблемам среды человеческого обитания было привлечено тогда, когда пригодность этой среды для жизни человека стала проблематичной. Вместе с биоэкологией родилась и социальная экология, вслед за ней — культурэкология и экология информационной среды (коммуникавистика). Все это имеет прямое отношение к экологии и эстетике городской среды как места обитания человека (наряду с природными ландшафтами). Средовая эстетика особенно активно разрабатывается в зарубежных исследованиях (прежде всего в американских и японских), а у нас в стране — в Москве во Всероссийском НИИ теории архитектуры и градостроительства.

Среда как феномен существует с момента появления городов, но объектом теоретической рефлексии становится лишь в момент осознания города не как хаоса пространств или совокупности разрозненных градостроительных ансамблей, представляющих художественную ценность, а во всей его целостности, как непрерывного пространства человеческого бытия. Средовой подход осознает город в его телесности, не как модель бытия, космоса или произведение искусства, но в качестве самого бытия как такового, во всех возможных его проявлениях — «высоких» («эстетически значимых») и [85] «низких» («утилитарных», не входящих в образ города как произведения искусства). Процесс такого осознания начинается в момент распада четких геометрических систем классицизма. Эклектика подготавливает средовое видение. Архитектура эклектики и раннего модерна вырабатывает такие средства и приемы художественной выразительности, которые способствовали «уживаемости» друг с другом различных художественных стилей ; созданию непрерывного, динамичного городского пространства, приуготованного для различных форм жизнедеятельности человека, переносу внимания с архитектурного костяка на его предметное наполнение (включая малые, мобильные формы архитектуры и городского дизайна, а также действующего субъекта). Модерн, а также «производственное искусство» или «эстетика жизнестроения» в России 1920-х гг. стремятся охватить материей искусства материю бытия, уйти от самодовлеющего классического замкнутого в себе «рамочного» искусства. Утверждается значимость эстетического взгляда и мира ценностей обычного человека. Предметом исследования становится включенная в архитектурные кулисы человеческая жизнь, деятельность. «Стиль» в архитектуре и градостроительстве понимается уже не с т.зр. ансамблевого подхода, но шире — как «стиль жизни», «стиль поведения». Городская ткань структурируется с помощью представления о «месте», которое, как и среда города в целом, не имеет жестких границ ансамбля.

Средовой образ включает в себя и человека — и как зрителя, и как деятеля, его средства передвижения, моду, способы общения и бытовые привычки. Среда — один из способов коммуникации субъектов посредством предметно-пространственного окружения. Образ современной городской среды децентрирован — город рассматривается как совокупность пространственных локусов, каждый из которых наделен своей доминирующей функцией, своей степенью свободы/нормированности поведения. Все чаще предлагаются динамические модели города, концепции мобильного жилья. Ко всем локусам города предъявляются требования открытости, доступности, комфорта.

Субъект средового переживания синтезирует в себе качества, присущие индивиду и коллективному субъекту. Этот синтез осуществляется через понятие ролевого поведения. В определенной среде человек принимает на себя ту или иную роль, выбирая соответствующие декорации, аксессуары, маски из числа предлагаемых ему «режиссером» — проектировщиком и аранжировщиком среды. В выборе роли, в признании ее уместности здесь и теперь сливаются индивидуальные вкусы и пристрастия человека и коллективные требования, выражающиеся посредством данного средового окружения. Последнее включает в себя архитектурные кулисы, аранжированные с помощью малых, мобильных форм городского окружения, и публику — зрителей, являющихся в то же время и актерами — солистами или массовкой.
[86]

Архитекторы постмодерна ясно осознали, что системы естественного города не укладываются в рисунок прямоугольной решетки, которая накладывалась на пространственную структуру города функционалистами. Символом современной архитектуры становится географическая карта или естественный рисунок почвы, камней, грунта с наложением различных текстур. Главный критерий эстетической оценки городской среды сегодня — ее жизнеспособность, естественность, занимательность. Сохранить историческую среду города не значит ее музеефицировать, но — органично включить в ритмы современной жизни, обеспечить ответный эмоциональный отклик горожан на ее визуальные формы.

Добавить комментарий