Дисциплинарное пространство культуры

[47]

Человек создает культуру, а культура в свою очередь определяет поведение человека. Любая культура начинается с запрета. Нет ни одной культуры в которой было бы все дозволено. Но именно предел и делает человека человеком. С древнейших времен люди сами накладывают на себя ограничения, которые не позволяют им уничтожить друг друга, предотвращая тем самым угрозу уничтожения существования человечества. Первые запреты — запрет инцеста, ритуальные запреты. С развитием общества все более усложнялись и системы ограничений. Постепенно вся жизнь человека стала подчинена многочисленным правилам. Современная культура — это культура власти дисциплинарных пространств, формирующих личность человека.

С раннего детства в семье, в яслях, в детском саду, а потом и в школе происходит процесс социализации ребенка в определенных рамках по стандартам принятым в обществе. Обучение и образование организуют мышление определенным образом, полностью его структурируют. Каждый дискурс должен удовлетворять многочисленным требованиям, логическим законам, иначе он не будет воспринят. Мысли и поведение людей вписаны в рамки определенных правил, они способны мыслить и поступать так, как их приучили, в соответствии с моралью принятой обществом.

Вера в современном мире существует лишь потому, что существует мораль. Мораль необходима, а следовательно нужна и вера, как основание нравственных норм.

Когда человек начинает работать, а это необходимо для выживания, весь его рабочий день расписан, сфера его деятельности четко определена и любая инициатива может существовать лишь в определенных границах. Длительность рабочего дня и утомляющая монотонность труда подчиняют себе человека не только на работе, но и вне её. Досуг и отдых служат лишь одной цели: восстановить утраченную энергию. Искусство — это тоже дисциплинарное пространство, формирующее сознание. Человек видит лишь то, что приучен видеть, на что натренирован его мозг.

Психоанализ объясняет творчество, социальную активность, религиозность, все чувства, эмоции, как формы сублимации, проявления вытесненного бессознательного. Человеку отказано в свободе выбора, он раб своих бессознательных желаний. Все несбывшиеся желания реализуются во сне.

Культура по своей сути — это тоталитарная система ограничений, контроля и запретов, система дисциплинарных пространств, осуществляющих процедуры подчинения. Это система власти, захватывающая все стороны жизни. Дисциплинарное пространство культуры строит человека, организует по определенным законам с самого раннего детства и продолжат делать это всю его жизнь. Поведение людей строго упорядочено, мышление четко [48] систематизировано, эмоции и чувства заранее заданы. Если не действуют процедуры подчинения. используются процедуры исключения.

Когда человек не соответствует нормам принятым в социуме, нарушает какой-либо запрет, власть осуществляет процедуры исключения. Человек помещается либо в психиатрическую больницу, либо в тюрьму. Тюрьма и больница направлены не столько на наказание и излечение, сколько на контроль над индивидуумом. Оценивают, в первую очередь, опасность исходящую от человека и стремятся его изменить, воспитать, вылечить, подчинить общим нормам.

Человек полностью подчинен культуре, но он не ощущает этой системы изощренного контроля и подавления. Люди не чувствуют давления культуры, а воспринимают её как средство достижения собственной свободы. Этот парадокс можно объяснить свойственной каждому индивидууму чувству эгоцентризма. Каждый человек ощущает себя неповторимой и уникальной личностью и уверен, что мир существует для него, а не наоборот.

Добавить комментарий