Проблема существования социального поля и возможностей его анализа является общей для всех трех периодов творчества Фуко; а ее рассмотрение позволяет увидеть четкие и завершенные контуры того проекта, который Фуко разрабатывал на протяжении всей своей жизни, а именно: единой топологии социального поля, единой методологии его исследования. В русле философии Фуко проблематизация социального поля происходит через дискурс об условиях его существования, суть которых: условия существования структуры социального поля, условия его динамики и условия его генезиса. Каждое условие предстает как одна из трех онтологий.
Для того чтобы выявить структуру социального поля, необходимо рассматривать его как поле знания (онтологию знания). Поле знания есть не универсальная, а конкретно историческая формация: каждая эпоха имеет свое поле знания, которое представляет собой множество всех наличных социальных практик. Целостность системы сохраняется за счет свойства транскурсивности ее элементов — потенциальной возможности неограниченной коммуникации их с другими элементами данного поля знания. Элементами структуры социального поля являются дискурсивные и недискурсивные практики, которые нередуцируемы друг к другу, так как имеют различную природу; у них нет ни общего генезиса, ни общей генеалогии. Между ними существуют взаимоотношения в форме «не-отношений»; доминирующая роль в этих «не-отношениях» принадлежит дискурсивным практикам. Онтология знания определяет, что мы можем видеть и говорить и, следовательно, как мы конституируемы в качестве объектов познания. Однако знание является полем статичных, формальных и оформленных состояний; археологический метод, предназначенный для его анализа не объясняет смену полей знания.
Фактором динамики социального поля, объясняющим смену познавательных полей выступает инстанция власти. Для изучения динамики социального поля мы должны рассматривать его как поле власти. Власть противопоставляется знанию как неоформленное форме: отношения власти виртуальны, потенциальны, определяют лишь возможности и вероятности взаимодействия, их материя текуча, а функция диффузна. Отношения власти имманнентны и конститутивны по отношению к полю знания, в котором они актуализируются и которое они структурируют и иерархизируют. Элементами поля власти являются множество отношений сил или точек силы: номадических, нейтральных, интенциональных, локальных, нелокализуемых, нестабильных, повсеместных, несубъектных, выступающих [86] одновременно как сила порождения и как сила подавления. Онтология власти, обусловленная постоянно изменяющимися отношениями сил, определяет, что мы можем делать и как мы конституируемы в качестве субъектов действия на других. Власть выступая как сила порождения и как сила подавления по отношению к знанию, несомненно обладает и генетической функцией, но концепция власти у Фуко делает принципиально невозможным обоснование его статических состояний.
Условия оформления отношений власти вводятся в концепции субъективации и, таким образом, задается третье условие существования социального поля, которое теперь предстает как онтология Я, определяющая, что мы можем желать и как мы конституируемы в качестве этических субъектов. Социальное поле определяется сферами, в которых формируется отношение субъекта к самому себе, а его генезис осуществляется через формирование этого отношения и через его практику, результатом которой является изменение субъекта», становление не-субъекта субъектом» (Фуко). Субъективация может быть охарактеризована как отношение-разрыв, отношение-складывание (сгибание), отношение-дистанцирование и отношение-воспроизводство (дублирование). Отношения субъективации являются частью поля властных отношений, поэтому они имманентны полю знания и представляют собой специфические властные отношения, функционирующие как их удвоение и воспроизводство, в результате чего элементы знания могут существовать во временном континууме.
Изменение социального поля есть следствие изменения условий его существования. Условия же имеют конкрентно исторический характер и изменяются вместе с обусловленным. Три инстанции не редуцируемы друг к другу. В этих отношениях любые две инстанции выступают как условие и обусловленное, а третья как условие их нередуцируемости. При таком подходе анализ какой-либо одной инстанции является необходимым, но недостаточным. Социальное поле предстает как сложная топология, включающая три онтологии, три системы различий и осуществляется как система различий между этими различиями.
Добавить комментарий