Проблема счастья у Л.Фейербаха

[83]

Эвдемонизм был основным направлением античной этики. Демокрит называл счастье «евтимией», то есть благим расположением души, когда человек находился на своем месте, а следовательно, в покое. Античный эвдемонизм — это умеренное удовлетворение людьми своих потребностей на основе знания логоса и собственной природы. Благодаря мудрости человек справляется со своими страстями и неистинными желаниями, которые не могут привести его к счастью. Счастье же достигается на основе добродетельной жизни.

Итак, начиная с античности, темой счастья занимались философы всех эпох и направлений. Но здесь я хочу остановиться на одном из них, Людвиге Фейербахе и его работе «Эвдемонизм».

Начиная с этимологии слова «эвдемонизм», Фейербах отмечает, что присутствие некоего хорошего, доброго божества ведет нас по жизни, направляет, и мы стремимся к благополучию, счастью, сами того не осознавая. Жить значит любить жизнь, любить себя, а значит, стремиться к счастью. Просто хотеть, желать значит желать быть счастливым. По сути, это одно и то же. Единственный объект воли живого существа, в том числе и человека, обретение предмета желания, который принесет счастье.

Однако в жизни можно найти массу противоречий стремлению к счастью, как то: многочисленные беды и трудности, зло, душевные страсти, самоубийство, наконец. Однако Фейербах считает, что они не только не отрицают эвдемонизм, но наоборот, подтверждают его существование. Только в периоды нужды, зла, несчастья истинно проявляется стремление к счастью, только так показывает себя настоящая жизнь. Зло и счастье неотделимы и бессмысленны друг без друга. Только в трудностях начинаешь ценить жизнь, и даже самая убогая, нищая, голодная и больная жизнь ценна, поскольку она жизнь, то есть высшее благо и счастье. Пока в живом существе теплится жизнь, оно будет стремиться к счастью. И лишь там, где ложиться граница для жизни, появляется предел и этому стремлению.

Мы созданы и оформлены мудрой и доброй природой. И если пугливый человек страшится зла, а завистливый завидует тому богатству, которого не имеет, если скупец жадно копит свое состояние и не может насытиться, то в этом и заключается определенное для них счастье. И даже то, что на первый взгляд кажется самым страшным противоречием с жизнью, — самоубийство — является своеобразным проявлением этого стремления. Смерть желанна для самоубийцы, потому что несет предел злу и бедам в его жизни, даже если смерть кажется единственным выходом только с точки зрения самоубийцы.

Фейербаху удалось доказать, что даже буддизм не лишен эвдемонизма. Изучая буддизм, нам кажется, что вся жизнь — это беспрерывное мучение, [84] нескончаемая вереница болезней, несчастий, катастроф, радикальное зло. А смерть несет уничтожение не только меня, но и моих болезней, страданий, и является вожделенным воплощением мечты об освобождении. Буддизм очень схож с теорией самоубийства. Эвдемонизм настолько врожден человеку, что тот не может ни мыслить, ни говорить, ни действовать, не пользуясь им: уходя из жизни, буддист радуется, так как освобождается от обременявшего его зла и обретает счастье. Таким образом, все его существо стремиться к счастью, только счастье для буддиста — это небытие, нирвана.

В структуре эвдемонизма философ выделяет телесное стремление к полноценному бытию и нравственно окрашенное стремление к счастью. Последнее в свою очередь делится на моральные обязанности по отношению к себе и моральные обязанности по отношению к другим. Причем Фейербах отмечает, что мораль возникает лишь там, где обсуждается отношение человека к человеку. Мораль не осуждает и не запрещает собственного счастья, но она не ведает никакого собственного счастья без счастья чужого. Фейербах возводит чувство другого в ранг высшей морали. Активно участвовать в счастьи и несчастьи других людей, радоваться со счастливыми и страдать с несчастными, — и все это для того, чтобы устранить зло повсюду, где это только возможно, — вот единственная мораль для философа.

Здесь Фейербах выходит на нравственную проблематику. Чтобы быть по-настоящему счастливым, необходимо хорошо относиться к людям, то есть выполнять свои моральные обязанности по отношению к другим людям.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий