Партикуляризм и плюрализм в этническом самосознании: история Мартина Индика, дважды посла США в Израиле

[229]

С 1993 года начался новый этап истории Ближнего Востока: правительство И. Рабина в 1993 г. решило приступить к политическому диалогу с ООП, а ключевым игроком в процессе Ближневосточного урегулирования стали США. Одновременно возросла роль дипломатической службы США, в том числе и посла США в Израиле в качестве посредника, координатора и полноправного участника мирного процесса. В этой статье рассмотрена политическая биография Мартина Индика, уроженца Австралии, представителя еврейской общины США, который занимал ответственные должности в Государственном Департаменте США и дважды исполнял обязанности посла США в Израиле, что свидетельствует о его высоком профессионализме. В статье также рассмотрен вопрос о влиянии еврейского происхождения М. Индика на его отношение к Ближневосточному урегулированию.

Многолетний опыт назначения евреев на высокий пост в администрации США не гарантирует их произраильские симпатии, и, тем более, произраильскую политику, поскольку во многих случаях эти люди немедленно пытались доказать, что их еврейское происхождение не мешает им критически относиться к Израилю 1. Говорят, Голда Меир просила американцев [230] не назначать еврея послом США в Израиле, справедливо полагая, что такому дипломату придется быть «большим католиком, чем папа римский» 2. Но Вашингтону было во многих случаях выгодно назначать на дипломатическую службу представителей еврейской общины, поскольку этнических евреев достаточно трудно обвинить в антисемитизме. Первым глубинно осознал важность «полезных евреев» президент Ричард Никсон. Именно благодаря усилиям еврейского госсекретаря Генри Киссинжера Израиль передал Сирии Кунейтру еще в 1974 году, а в 1975 году отдал Египту треть Синайского полуострова, включая жизненно важные нефтяные поля. Опыт предыдущих лет показывает, что участие в политике США — великий соблазн для американского еврея, но лишь единицы, наподобие конгрессмена Бенжамина Гильмана и сенатора Чака Гехта, продолжали проводить абсолютно произраильскую политику после избрания 3.

Администрацией Б. Клинтона также применялись приемы, оправдавшие себя в прошлом, в частности, «феномен Киссинджера»: евреи в администрации США эффективнее всего защищают американские интересы в случае, если они вступают в противоречие с национальными интересами Израиля, хотя, как отмечает Тони Смит, они зачастую воспринимаются израильским и мировым общественным мнением в качестве [231] естественных лоббистов Израиля 4. В правление президента Клинтона они практически нейтрализовали так называемое израильское лобби, старый еврейский истеблишмент, потеснив его с традиционных позиций посредника между США и Израилем — таково мнение Т. Смита 5.

Мартин Индик (Martin Indyk) переехал в США в 1982 году из Австралии, чтобы работать в исследовательском институте, связанном с ЭЙПАК. Мартин Индик основал в 1985 году Вашингтонский институт ближневосточной политики. Он получил американское гражданство в 1993 году, всего за несколько дней до того, как был назначен руководителем Ближневосточного отдела в Совете национальной безопасности.

С 1995 по 1997 гг. и с 2000 по 2001 гг. Мартин Индик занимал пост посла США в Израиле. Приступив к работе, он приложил много усилий для того, чтобы убедить израильское правительство ускорить процесс мирного урегулирования с палестинцами и с Сирией. В качестве американского посла в Израиле, как утверждал Э. Винстон, обозреватель журнала “Middle East Quarterly”, Мартин Индик отличился как опытный дипломат, иногда вступая в столкновение с израильским правительством, и действовал, защищая американские интересы на Ближнем Востоке. Несмотря на тот факт, что он является евреем, в Израиле он определял себя как гостя и как американского дипломата. Для достижения целей США в Ближневосточном урегулировании он часто использовал свое высокое положение как посла великой державы, чтобы угрожать Израилю с целью продвинуть переговоры израильтян и палестинцев 6.

26 июля 1995 г. депутат Кнессета Арье Дери, лидер партии ШАС, сообщил, что посол США в Израиле М. Индик пытался склонить его и других депутатов Кнессета к оппозиции законопроекту, рассматривавшемуся израильским парламентом, [232] уменьшавшего вероятность сдачи Голанских высот Сирии 7. Но сам Мартин Индик отрицал факт давления на правительство И. Рабина. Как заявил Мартин Индик в речи, произнесенной перед студентами университета Хайфы (Израиль), «давление американской администрации на Израиль и ООП с целью прийти к скорейшему решению главных и сложнейших вопросов постоянного урегулирования может лишь привести к непрекращающимся столкновениям между палестинцами и израильской армией» 8. Он также добавил, что «навязанный характер» урегулирования под давлением может оказаться плодотворным по отдельным вопросам, но все соглашение, вопреки воле обеих сторон, навязать невозможно» 9.

Однако в Израиле правые политические деятели выражали недовольство давлением Индика на израильское правительство. В 1996 г. «еврей-антисемит», глава партии Моледет (на иврите — Родина) депутат парламента Рехаваам Зеэви, известный в Израиле по армейскому прозвищу Ганди 10 назвал жидком или «жиденком» (на иврите ехудон, — это схоже с английским jew-boy) американского посла-еврея в Израиле Мартина Индика. Тогда, говоря о визите премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху (Benjamin Netanyahu), Зеэви сказал: «Биби отправился к заморскому тирану. На рассвете позвонил посол, еврейчик Индик» 11. Упоминавшийся М. Индик резко отреагировал [233] на это оскорбление, заявив, что в последний раз его так назвали в 15-летнем возрасте —и тогда он, по его словам, «развернулся и дал в морду» 12. Но Зеэви отказался извиниться. В Израиле его простили. Зато в США перед ним закрылись все двери и с тех пор для деятелей этой партий двери официальной Америки и респектабельных еврейских кругов закрыты 13.

Антисемитствующие евреи встречаются во вполне респектабельных политических салонах. Так, во время войны 1973 года «еврейчиком» регулярно называли Генри Киссинджера, пытавшегося влиять на развитие ситуации по арабо-израильскому урегулированию 14. После убийства Зеэви террористами, партию Моледет — сторонников «добровольного изгнания арабов из Страны Израиля» 15 возглавил раввин Бени Аялон, никак не осудивший высказываний своего предшественника.

К 1997 году М. Индик выразил разочарование в процессе мирного урегулирования на Ближнем Востоке. «Уже нет никакого сомнения, что соглашение в Осло не работает», заявил 25 августа 1997 г. М. Индик, посол США в Израиле 16. Это мнение он также озвучил и позднее, выступая в Палате представителей перед Комитетом по международным делам. Он также добавил, что «ожидать политического прорыва и жизнеспособного соглашения с палестинской автономией можно тогда, когда стороны ожидают получить дивиденды с соглашения, между ними необязательны паритет, равенство. Успешное урегулирование конфликта зависит и от других политических факторов, [234] таких, как готовность обеих сторон разрешить вопросы Иерусалима и возвращения палестинских беженцев, покинувших территорию государства Израиль в 1948 году, а также от стремления палестинских властей противостоять террору радикальных организаций на «территориях» 17.

В 2000 году, вновь вступив в должность посла США в Израиле, Мартин Индик пытался убедить израильское правительство Й. Барака и израильскую общественность в том, что Святой Город неизбежно придется разделить. Выступая перед слушателями иерусалимского Hebrew Union College, он отметил: «Другого решения быть не может. Иерусалим не является и никогда не являлся исключительной прерогативой какой-то одной религии» 18. В марте 2000 г. посольство США сотрудничало с левыми еврейскими организациями в Израиле и пыталось повлиять на репатриантов из России с целью склонить их к поддержке территориальных уступок Израиля арабам. Мортон А. Кляйн, Национальный президент Сионистской организации Америки (ZОА) опубликовал по этому поводу следующее заявление: «Посольство США не имеет права пытаться оказать влияние на политические взгляды израильских граждан <…> и должно прекратить широкомасштабное вмешательство во внутренние дела Израиля» 19. Президент ZОА, пишет Сюзан Фэйрфильд, также отметил, что в течении лет работы Индика в качестве американского посла в Израиле, становились известными многие другие случаи его вмешательства во внутренние дела Израиля 20.

После окончания первой каденции в качестве посла США в Израиле Индик был назначен на пост помощника госсекретаря по вопросам Ближнего Востока, несмотря на попытки правых еврейских активистов помешать этому назначению: [235] президент Американской Сионисткой Организации (Zionist Organization of America) Мортон Клейн (Morton Klein) и Узи Ландау, председатель парламентского комитета Израиля по внешней политике и обороне, утверждали, что Индик придерживается антиизраильских взглядов и вмешивался во внутренние дела Израиля 21. С другой стороны, востоковед арабского происхождения Насер Хасан Арури назвал его произраильским лоббистом австралийского происхождения, который «тщательно обрабатывал общественное мнение» и «разместил своих людей в администрации» 22.

Так или иначе, в 1997—2000 годы Мартин Индик работал помощником Госсекретаря по делам государств Ближнего Востока (Assistant Secretary of State for Near East Affairs). Занимая должность помощника госсекретаря по вопросам Ближнего Востока, Мартин Индик полагал, что жизненные интересы США на Ближнем Востоке включают Ближневосточный процесс разрядки. Он утверждал, что «центральные элементы американской политики в Ближневосточном регионе» нацелены на достижение «только длительного, безопасного, и всестороннего мира между Израилем и всеми его арабскими соседями, основанными на решениях ООН 242 и 338» 23. Он также заявлял, что «Мы [имеется в виду Госдепартамент] стремимся поддерживать и усиливать наше давнишнее обязательство к безопасности Израиля и… стремимся лелеять близкие отношения и продвигать общие интересы с нашими арабскими союзниками, чтобы гарантировать Западу доступ к жизненным нефтяным запасам области по рыночным ценам» 24.
[236]

Карьеру Мартина Индика как дипломата, прерванную приходом к власти республиканцев в 2001 году, можно назвать успешной. Занимая государственные должности, Мартин Индик служил в качестве руководителя Ближневосточного отдела в Совете национальной безопасности, посла США в Израиле и помощником госсекретаря по вопросам Ближнего Востока. Очевидно, что действуя как посол великой державы в Израиле, Мартин Индик стремился сохранить американскую гегемонию на Ближнем Востоке и в ключевом ближневосточном процессе — Ближневосточном урегулировании, иногда прибегая к давлению на правительство Израиля с целью ускорить мирный процесс. Мартин Индик, как и другие евреи в ближневосточной дипломатической группе Госдепартамента США оказывали значительное влияние на процесс разрядки на Ближнем Востоке.

Кроме того, Мартин Индик известен и как исследователь Ближнего Востока: до того, как приступить к карьере должностного лица Мартин Индик работал в Вашингтонском Институте Ближневосточной политики, выдающемся научно-исследовательский институте, специализирующемся на арабо-израильских отношениях. Сейчас Мартин Индик занимает должность директора Центра ближневосточной политики Сабана при Институте Брукингса (Director of the Brookings Institution’s Saban Center for Middle East Policy).

Примечания
  • [1] Яркий и самый известный пример — Мадлен Олбрайт, дочь евреев из Чехии, принявших католичество. Подробнее об этом см. публикации в The Washington Post. 04.09.1997. Р.3. О еврейском происхождении М. Олбрайт также упомянуто в книге Lippman T.W. Madeleine Albright and the New American Diplomacy. N.-Y: Westview Press, 2000; см. также: Иванян Э.А. Мадлен Олбрайт. М.: ИНИОН, 2000. С.44. Наличие еврейских корней признает и сама М. Олбрайт: Albright M. Madam Secretary / Reviewed by Christopher Caldwell. N.-Y., 2003. P.562. Эта книга издана и на русском языке: Олбрайт М. Госпожа госсекретать: Мемуары Мадлен Олбрайт / Пер. с англ. М., 2004.
  • [2] В данном случае практически невозможно установить подлинность этого высказывания, но как утверждает Эдвард Тивнан, оно действительно имело место. См.: Tivnan E. The Lobby: Jewish Political Power and American Foreign Policy. NYC: Simon and Schuster, 1987. P. 34 f.
  • [3] См.: DeConde A. Ethnicity, Race, and American Foreign Policy: A History. Boston, 1992. P. 45, 78.
  • [4] Smith T. Foreign Attachments: The Power of Ethnic Groups in the Making of American Foreign Policy. Cambridge, MA, 2000. Р. 121.
  • [5] Ibid. Р. 126.
  • [6] Winston E.A. Cheating the American Public // Middle East Quarterly. 1998. Vol 10. № 3. P.11.
  • [7] Washington Times, 27.07.1995. P. 3.
  • [8] Indyk M. Current Assessment of the Middle East Peace Process // Official Test of speech delivered at Haifa University, November 16, 1995. http://usembassy-israel.org.il/
  • [9] Ibid.
  • [10] Это прозвище он получил отнюдь не за миролюбивый характер и проповедь ненасилия, а за то, что, когда курсантов офицерских курсов обрили наголо, его сокурсники заметили его сходство с Ганди. Тем же вечером, чтобы подчеркнуть сходство, он надел покрывало и в такой одежде пришел на вечеринку. С тех пор его именовали не иначе, как Ганди.
  • [11] Цит. по: Шехтер Д. Рядом с премьер-министрами: Ицхак Рабин, Шимон Перес, Биньямин Нетаниягу, Ариэль Шарон. М.: Гешарим; М.: Мосты культуры, 2001. С. 321.
  • [12] Там же. С. 322.
  • [13] См.: Smith T. Foreign Attachments: The Power of Ethnic Groups in the Making of American Foreign Policy. Cambridge, MA, 2000. P. 134.
  • [14] См.: Войны и дипломатия. Арабо-израильский конфликт в ХХ веке / Под ред. А.Д. Эпштейна. К.: Дух i Лiтера, 2003. С. 118.
  • [15] Трансфер, если использовать терминологию праворадикальных евреев-сторонников партии Моледет
  • [16] Индик М.С. Динамика событий на Ближнем Востоке. Выступление перед Комитетом Палаты представителей по международным делам, Вашингтон, округ Колумбия, 29 июля 1998 г. // Ближний Восток и современность. Вып. 6 / Отв. ред. В.А. Исаев и А.О. Филоник. М.: ИИИиБВ, 1999. С. 267.
  • [17] Там же. С. 287
  • [18] Цит. по: Vaughn P.Sh. Balancing Act: US Foreign Policy and the Arab-Israeli Conflict. N.-Y.: Ashgate Pub Co., 2003. P. 122.
  • [19] Цит. по: Fairfield S. Shattered Dreams: The Failure of the Peace Process in the Middle East, 1995-2002. N.-Y., 2003. P. 236.
  • [20] Ibid. P. 237.
  • [21] Shapiro M. Washington Jewish Week. 7.25.1997. JB-7.
  • [22] Aruri N.H. Dishonest Broker: America’s Role in Israel and Palestine. N.-Y.: South End Press, 2003. P. 211.
  • [23] Выступление М. Индика на слушаниях: Developments In The Middle East Hearing Before the Committee on International Relations House of Representatives One Hundred Fift Congress Second Session Tuesday, March 10, 1998. House of Representatives, Committee on International Relations, Washington, DC. http://commdocs.house.gov/committees/intlrel/hfa48242.000/
  • [24] Ibid.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий