К анализу политического восприятия: политические рисунки и фотографии в массовых изданиях как тип дискурса

[94]

Изображение (рисунок, фотография, карикатура) является типом дискурса (см. Р. Барт, У. Эко, Дж. Гилберт и М. Малкей), в том числе и дискурса политического, хотя он и отличается от обычного дискурса.

В организации текста статьи (и в организации любого массового издания) фотографии и рисунки выполняют, как правило, ту же роль, что и заголовки (по ван Дейку) — они маркируют главный топик статьи/ последний и/или наиболее актуальный топик статьи. Как правило, изображение политика прямо связано с семантикой макропозиции заголовка статьи. Рисунки в научных изданиях, по мнению английских социологов Д. Гилберта и М. Малкея, обладают специфическими свойствами, некоторые из которых присущи и популярным изданиям.

Существует взаимозависимость визуальных и вербальных рядов дискурса — визуальные как правило, следуют за вербальными. Рисунки и фотографии обладают свойствами избирательности и обобщенности и используются в силу неясности их смыслового содержания. Например, для иллюстрации статьи (или листовки) используется портрет ее героя-политика, смысл которого вне текста однозначно не определяем. В массовых изданиях вариабельность иллюстративного материала стратегический зависит от общего контекста, создаваемого электронными СМИ (У. Эко), редко используются фотографии политических сюжетов, к пониманию которых у читателей нет сформулированных электронными СМИ моделей ситуации. При этом работает контекстуальная вариабельность иллюстративного материала в зависимости от вида и типа издания и его целевой аудитории. Большинство изданий имеет общее представление о том, какие рисунки и фотографии соответствуют их имиджу, хотя эти границы достаточно размыты. Интерпретационная вариабельность политического изображений зависит от интерпретации события или явления, предложенного в тексте, к которому относятся изображения. Сюжет рисунка или фотографии семантически связан не с самим политическим явлением, а с его интерпретацией, данной в тексте автором.

Использование изобразительных средств при описании политических явлений создает дилемму, связанную с реалистическим и фантастическим репертуарами восприятия изображений на политические темы. Это касается, прежде всего, фотографий. Авторы сами не могут однозначно определить, реалистично или условно надо понимать те фотографии, которые иллюстрируют их материал. Наилучшим решением этой дилеммы является использование юмористических изображений, которые имеют изменяемую и регулируемую степень фантастичности/реалистичности их сюжета, [95] в отличие от прочих видов изображения. Это объясняет обилие юмористических изображений (рисунков, карикатур и юмористических фотографий) на страницах массовых изданий. Повышенный коммуникативный потенциал фотографий и рисунков при изображении политики в массовых изданиях связан с неоднозначностью их смысла. Попытка интерпретировать этот смысл на основе анализа их дискурсивной семантики (У. Эко, Р. Барт), в этом смысле кажется ошибочной.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий