Аналитическое искусство П.Н. Филонова: о сущности основных понятий и принципов

[49]

«И с ужасом я понял, что я никем

не видим, что нужно сеять очи,

что должен сеятель очей идти»

Велемир Хлебников

Идеология, метод и творчество П.Н. Филонова являются крепким орешком для искусствознания и эстетики. Но от того, насколько современная теория искусства сумеет овладеть этой малодоступной вершиной, зависят и возможность преодоления кризиса в эстетике, и дальнейшее развитие научной теории творчества. В первую очередь, необходимо продолжить работу, начатую Е.Ф. Ковтуном, по изучению языка аналитического искусства художника. Главное, помнить, что каждый из его терминов наделен самобытным содержанием и представляет собой целый мир, соотнесенный со всем учением и творчеством мастера.

Из многочисленных определений искусства сущностным, на наш взгляд, является то, которое содержит рукопись 1914-1915 г. «Идеология Аналитического искусства и принцип сделанности». Филонов пишет в ней: «Искусство или творчество — это действие интеллектуальною, энергетиче- [50] скою силой человека, работающего над вещью и над материалом, из которого эта вещь делается… Творчество, как сделанность, как мышление и труд, есть организационный фактор, переделывающий интеллект художника в высшую по силе и верности анализа форму: результат творчества, т.е. делающаяся и сделанная вещь, что бы она ни изображала, есть фиксация процесса мышления, т.е. эволюция происходящего в мастере…» (Цит. по: Павел Филонов. 1883-1941. Каталог. Новосибирск. Академгородок. 1967. С.6).

Как явствует из этого и многих других фрагментов, именно энергия творческой мысли, «введенная» в пространство и «тело» сделанной вещи, становится в его системе интегральным критерием эстетического совершенства. Изобразительным и теоретическим эквивалентом ее является понятие «чистая форма», которая, будучи высшим изобретением интеллекта художника, «скрывает» за своей спиной энергию мировой эволюции, аккумулированную мастером. В статье «Канон и закон» (1912) Филонов дает ей следующее определение: «По существу, чистая форма в искусстве есть любая вещь, писанная с выявленной связью с творящейся в ней эволюцией, т.е. с ежесекундным претворением в новое, функциями и становлениями этого процесса» (Цит. по: Филонов П.Н. Живопись. Графика. Из собрания Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1988. С. 28). Значимость для творчества энергетики обновленного интеллекта подчеркнута в соответствующих тезисах о сделанности из рукописи 1923 г. «Понятие внутренней значимости искусства как действующей силы»: «Сделанность как содержание. Сделанность как производное аналитической изобразительной силы. Изобразительная сила как производное аналитической силы. Высшая эстетика в искусстве как производное аналитической силы.» (Цит. по: Мислер Н., Боулт Дж. Э. Аналитическое искусство. М., 1990. С. 204).

«Аналитическая сделанность» реализуется через адекватную содержанию «сжатую» и «развернутую» форму. Ее цветовые и пространственные элементы должны быть прорисованы и выписаны остро очиненным карандашом и тонкой кистью так, чтобы максимально наполнить вещь «живым» светом и передать «нервное аналитическое напряжение», идущее от ума и сердца художника (См.: Письмо П.Н. Филонова к Вере Шолпо. Июль 1928 г. в: Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома. 1977. Л., 1979. С. 227). Только тогда может получиться высший результат — «претворение материала в энергию, пульсация, биодинамика цвета, формы и картины» (Цит. по: Мислер Н., Боулт Дж. Э. Указ. соч., С. 180).

В рукописях и манифестах Филонова встречаются понятия органической, спекулятивной, организационной и аналитической сделанности. Одно из главных значений термина «органическая сделанность» связано, на наш взгляд, с достижениями «органической эстетики», с умением художника передать «сырость непредвзятой фактуры», «живую натуру». В качестве примера здесь можно привести В.И. Сурикова и Г. Курбе. Спекулятивная сделанность предполагается там, где мастер сознательно использует «натуру» как зеркало своей души и интуиций о силах и стихиях мира. В этом [51] смысле показательно творчество К.А. Савицкого и П. Сезанна. Именно эти фамилии называет П. Филонов в «Декларации «Мирового Расцвета» (1923) и с уважением пишет об их особом мастерстве — «добиваться нутром, а не каноном» (Цит. по: Павел Филонов и его школа. Кельн. 1990. С. 78).

По отношению к термину «организационная сделанность» мы в настоящее время имеем две гипотезы. Первая из них соотносит это понятие с искусством древнерусской иконы. Согласно второй, этот термин близок к понятию «аналитическая сделанность» и употребляется для обозначения способа работать «включенным выводом» (См.: Письмо П.М. Кондратьева Е.Ф. Ковтуну от 23 мая 1970 г. в кн.: Павел Филонов и его школа. С. 86-87). «Включенный вывод» опирается на правило «от общего к частному», что в принципе, допускалось Филоновым лишь как исключение, «по слабости», а не по «силе» интеллекта или мастерства.

Филонов владел всеми методами в совершенстве и демонстрировал аналитическую — «высшую культуру сделанности», умея организовать «вывод» пульсирующей энергии в ритм и звук (См.: Там же. С. 80). А это значит, что его произведения содержат «творческий импульс», с помощью которого можно «включить» раскрепощающий деятельность мозга определенный ритм дыхания, работы сердца и других органов человека. Особенно это относится к картинам-»вводам», «формулам» и «композициям», выполненным в цвете.

Интересны и работы художника, в которых он, по нашему мнению, изображает столкновение «делателей»-пролетариев и воинствующих имитаторов от искусства. Это — «Буржуй в коляске» (1912-1913), «Масленица» (1913-1914), «Формула интервенции» (1924) и др. Впрочем, все его творчество, как было заявлено в рукописи «Идеология Аналитического искусства и принцип сделанности», — «что бы ни изображалось на картине, прежде всего есть отображение через материал и фиксация через материал борьбы за становление высшим интеллектуальным видом человека и борьбы за существование этого высшего психологического искусства…» (Цит. по: Павел Филонов. 1883-1941. Каталог. Новосибирск. Академгородок. 1967. С.6).

Похожие тексты: 

Комментарии

Аналитическое искусство П.Н. Филонова: о сущности основных понятий и принципов

Аватар пользователя aleut777
aleut777
понедельник, 03.02.2020 04:02

При раскрытии темы нашей Докторской диссертации "Философская антропология cyber-социума" мы вышли на удивительное совпадение. Классик исследования medium'ов Глобальной электрической планетарной Communicationum — Маршалл Джильбертович МАКЛУЭН опирается на творчество Сезанна, поскольку как и его отец был одним из лучших "сезаннистов" Канады. И тут, наш гений Филонов, так же приближается к тайне Web-творчества в Нейронных сетях. Очень перспективное для исследования свойств cyber-space'а совпадение. Будем рады пообщаться с теми, кому данный эпифеномен близок. С уважением, ко всем, кто проявит интерес. ВАВИЛОВ Михаил Константинович — референт архиепископа. Москва, 3 февраля 2020 года.

Добавить комментарий