Художник и культура

[167]

Проблема предназначения и смысла деятельности Художника, его самосознания возникла, прежде всего, в теории искусств, найдя отражение в эписптолярной, мемуарной литературе, художественной критике, искусствоведческом эссе. Решалась она в 19 веке главным образом в социальном и искусствоведческом аспектах, в 20 веке окрашивалась в политические тона, становилась объектом психологии.

Зависимый от объективного (экономического) и субъективного (политического) факторов, исторических смен функциональной доминанты, статус Художника не оставался неизменным: почетный гражданин, мастеровой, творец. Центральная фигура мира человека в ряду вождей, философов, ученых ответственна за умноженье красоты, рост человеческого в человеке. Традиционный атрибут Художника — честь, совесть, долг. Высокий ранг его в Европе поддерживался 200 лет.

Понятие Художника, определение его места в культурном пространстве нуждается в дальнейшем осмыслении и требует уточнения. Это существенно для философии и современной культуры, поскольку художник = творец — наиболее активный субъект творчества, а его продукт отмечен высшим творческим потенциалом. Отношение к нему понятия «творец» близко к абсолюту.

Бытие Художника не ограничено одной культурой, оно в универсууме космоса, потому и — природно. Ценностный и преобразующий векторы его деятельности порождают высшие эстетические ценности. Черпая в реальности эстетические качества и свойства и возвращая их ей, Художник вводит в культуру обогащенные талантом и духовностью реальность, прошлое и идеал.
[168]

Пространственные и временные горизонты большого таланта определяют универсальность связей человека = художника с миром и — как следствие этого — историческую неисчерпанность шедевров искусства. Потому правомерна корреляция разноуровневых феноменов: Художника и культуры. Рассмотрение их прямого взаимодействия без опосредования творческим продуктом — искусством может дать ответ на ряд актуальных вопросов. Такой подход позволяет также сосредоточить внимание на центральном и реальном (естественном) субъекте художественной культуры, дав ему значение философского объекта.

Особенность личностной структуры Художника — многообразие связей с миром. В его деятельности отражены общие, вечные и конкретно — современные запросы и потребности людей, трансформирующие эстетический идеал. Художественный процесс и его результат материализуют творчески — преобразующую авторскую способность в открытиях на базе индивидуального стиля. Художественный процесс мотивируется потребностью в творчестве. Но не только талант и гений движут им.

Искусство — средство общения. Потребность же в диалоге с людьми — весомый компонент нравственной мотивации творчества.

Художник — тот, кто создает художественно ценный продукт. Нравственное неотъемлемо от эстетической ценности. Несовместимость злодейства и гения отмечено в риторическом порыве, но это суть искусства. Художник не может быть гением зла. Это логический парадокс, ибо разрушительное зло противоречит творчеству.

Судьба Художника, его искусство для современников трудно предсказуемо. Многое принадлежит истории, которую творят люди. Не многие, как Бетховен или Пушкин могли определить свое место в ней. Иные ограничивались желанием: «Хочу, чтобы музыка моя распространялась» — П. Чайковский, «Хочу правды» (в музыке) — А. Даргомыжский. Некоторые (Микельанжело, Леонардо да Винчи), осознавая свое величие не думали о будущем своих творений. О чем только думали и не думали Художники! Ни о чем, кроме музыки, если верить самой музыке, не думал Моцарт. Дмитрий Шостакович и его современники не знали будущего его симфоний. Не все голоса Художников дошли до адресата.

Культура в совокупности ее подсистем и срезов опосредует творчество и личность Художника. В качестве факторов влияния выступают традиции культуры, в том числе художественной, ее современный уровень, включая материальный, современные потребности, вкусы, идеалы, искусство. Художественная культура, в которой доминирует духовный, идеальный фактор, влияет на деятельность Художника посредством субъектных взаимодействий. В условиях демократизации роль субъектных взаимодействий возрастает. Общение с публикой через СМИ приобщает Художника к ее потребностям. Охранная среда Художника — образовательно — воспитательная [169]
подсистема культуры (искусствознание, критика, эстетика). Они определяют самосознание Художника — воли, выступающей в роли свободы, свободу творчества, и его ответственность.

На изломах веков и тысячелетий в искусстве проступают кризисные черты. Теряя почву под ногами, Художник испытывает растерянность, оцепенение. В мире глобальной относительности, распространившейся и на культуру, смысл понятия «Художник», как создателя ценностей почти что утрачен. Этому противостоит все более суровое и строгое требование субъектов художественно — профессиональной медиа — среды (между Художником и всей культурой, Художником и массами). Приводя в пример Достоевского, И. Бродский говорит о духовном миросозидающем открытии, как атрибуте современного Художника. Такой критерий вполне соответствует умудренному возрастом, опытом времени.

В искусствознании традиционно бытует взгляд на теорию, как на вторичное по отношению к практике. Это верно для стадии становления теории. В 18 в. теоретическое искусствознание получило импульс в философской эстетики. В последующем философская интуиция все более подкреплялась конкретным научным знанием. Сегодняшний общий уровень науки существенно обогатил аппарат эстетики и выдвинул ее в ряд актуальных областей гуманитарного знания. В современных условиях первостепенная задача эстетики — в дальнейшем обосновании нравственной гуманистической основой деятельности Художника. при свободном расширении границ художественной культуры, в четком определении понятия «искусство», в объяснении Художником его собственной сущности и предназначения.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий