Рецензенты:
д.ф.н., проф. С.С. Гусев (каф. философии РАН)
д.ф.н., проф. К.А. Сергеев (СПбГУ)
© Санкт-Петербургское философское общество, 2001
© Ю.Н. Солонин, 2001.
© С.И. Дудник, 2001.
ISBN 5-93597-014-7
Монография представляет собой исследование характеристик культурфилософского мышления ХХ века. Ставится вопрос об оценке значения в нем философско-политических доктрин Н. Макиавелли и Ф. Ницше, а также поднимаются проблемы, решение которых позволяет сформировать новые представления о структуре исторического мышления бурной эпохи прошлого века. Особое внимание авторы уделяют так называемым маргинальным линиям и персонам в духовной жизни Европы, значение которых вопреки обыденным хрестоматийным представлениям нередко оказывалось более значительным для формирования новой парадигмы историзма. К таким темам относится проблема воображения, судьба философии фикционализма, проблема философского модернизма и ряд других. Впервые в отечественной литературе представлена философия Г. Файхингера, Г. Кайзерлинга, Х.С. Чемберлена, Э. Юнгера.
Книга написана в форме очерков и рассчитана как на специалистов в области философии и философии культуры, так и на всех тех, кто ищет ответы на современные проблемы общественного развития и культуры.
Работа выполнена в рамках гранта Российского Гуманитарного Научного Фонда №00-03-00180а
От авторов
Настоящее издание представляет собой опыт исследования своеобразия духовного мира прошедшего XX столетия, выполненный в виде очерков.
Хотя хронологически мы вступили в третье тысячелетие, но, по сути, продолжаем еще быть людьми и обществом предыдущего времени. Новому столетию еще только предстоит превратить себя в эпоху, подобно тому, как это вышло с рядом предшествующих веков, то есть создать ту культурно-историческую целостность, которая только и может претендовать на признание особой реальности, наравне с другими структурирующей историю общества и составляющей содержание цивилизационного процесса. Через осмысление культурного и социального опыта уходящей эпохи происходит постепенное формирование самосознания вновь возникающей культуры, которая сможет самоопределиться только в сложнейших коллизиях с традициями и наследием взрастившего ее времени. Сейчас данная тема чрезвычайно интенсивно разрабатывается, и предлагаемое исследование полностью находится в этом русле. По своему подходу оно не только историко-философское, авторы усматривают в нем аспекты, относящиеся к философии культуры и философии истории.
В обобщенной характеристике духовной ситуации XX столетия авторы очерков придают решающее значение тем процессам, которые генетически восходят к последней четверти XIX века и завершаются Первой Мировой войной — истинным рубежом, с которого следует отсчитывать начало XX столетия как культурно-исторической эпохи.
Их результатом стало формирование типа мышления, форм массовых социокультурных реакций, стилей жизни, основ политического воображения и прочих структур, в совокупном взаимодействии которых и было предопределено своеобразие ушедшего столетия с его войнами и революциями, омассовлением всех норм жизни, размыванием традиционных социальных порядков, совершенно особым отношением к насилию как выражению абсолютного волевого принципа бытия, посредством которого мыслилось преображение общества и на котором упрочивается идея «нового человека». Главным модусом жизненной данности последнего становится господство. Указанную историческую фазу принято называть модернизмом. Мы это понятие существенно расширяем, преодолевая традиционную его характеристику как только явление духовной культуры и искусства. В той мере, в какой указанные и иные подобные им черты мы находим определяющими в разных секторах общества на всем протяжении прошлого века, оно характеризуется нами как модернистское. Хотя в очерках нет места проблематике «постмодерна», мы считаем нашу позицию способной прояснить его сущность.
Одним из намерений авторов было, где это возможно, отойти от расхожих сюжетов и привлечь к рассмотрению материал, обычно находящийся вне поля зрения исследователей, по крайней мере у нас. В силу этого они непроизвольно обрели статус маргинальных. Таковыми являются философский фикционализм Г. Файхингера, философия истории Ф. Конечны, а также социально-философские идеи Э. Юнгера, Г. Кайзерлинга. Вне зависимости от того, какое отношение к этим фигурам сложилось в распространенных компендиумах по истории современной философии, их истинное духовное значение обнаруживается тотчас, как только мы обратимся к реальным фактам духовной жизни недавнего прошлого. Конечно, сказанное о них ещё имеет характер предварительной описательности и требует дополнительных серьёзных исследований. Вместе с ними будет возрастать и наше понимание специфики этого времени.