Человек в городском культурном пространстве

[26]

Предметно-пространственная среда окружает человека на протяжении всей его жизни. Взаимодействия человека с окружающими предметами прямо или косвенно опосредовано пространством. Внутреннее отражение этого взаимодействия имеет характер пространственных образов. в них так или иначе фиксируются и хранятся базовые категории культуры, определяющие человеческую деятельность. Человек погружен в окружающее его культурное пространство, во многом именно оно создает человека. «… с самого начала человек имеет единое пространство… Человеческое созерцание пространства и времени, предшествует всем внешним ощущениям» (Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 157-158).

Человек формирует представление о мире под воздействием окружающей его действительности. Посредством пространственных форм восприятия он активно осваивает и преобразует мир. Люди разных культур живут в разных универсумах. Каждая культурная эпоха создает свое культурное пространство. «… механическое перенесение пространственных культурных норм с одной культурной модели на другую ведет к разрушительным последствиям» (Эко У. Отсутствующая структура. СПб., 1998. С. 251).

Пространство выступает одним из изначальных символов жизни. Именно пространственные представления создают общее мировоззрение, на основе которого возникает общая картина мира.

Наиболее яркое воплощение культурное пространство находит в городском ландшафте. Здесь человек и культура создают единое поле взаимосвязей окружающего мира. Создаваясь человеком городское культурное пространство получает самостоятельное существование. Культурное пространство воспроизводит глубокие культурные смыслы, раскрывает ценностно-нормативную систему данной культуры. Правильно интерпретированный текст городского ландшафта позволяет увидеть глубинные структуры человеческого общества, понять «душу» данной культуры. «Дух», «душу» культуры можно сравнить с вектором устремленным в будущее, который одновременно оберегает целостность эпохи. Именно культурное пространство позволяет сосуществовать прошедшим и современным пластам культуры. Развиваясь во времени культура не только обновляет себя, но и сохраняет благодаря механизмам преемственности. В процессе трансляции какая-то часть культурных ценностей оказывается отвергнутой, что-то добавляется нового. Часто утраты оказываются невозвратимыми, но иногда возвращаются в процессе деятельности новых поколений, правда, уже в измененном виде. Такие процессы во многом носят спонтанный характер.

Человек наполняет духовным содержанием культурное пространство. Они несут на себе «печать» человека, без которого и вне которого не существуют. [27] Содержанием культурных пространств выступают ценности, нормы, поведенческие эталоны. Такой подход к культурному пространству позволяет воссоздавать облик исчезнувших культур, понимать многие культурные феномены.

Формируя культурное пространство, особенно городское культурное пространство, человек осуществляет свое понимание законов природы, свой способ видения мира. Архитектура города, его «вписанность» в окружающий ландшафт становится внешним воплощением мировосприятия данного этноса. Культурное пространство города — пространство переживаемое, пропускаемое не только через разум, но и через сердце. В свою очередь городское культурное пространство воздействует на человека. И не только через создание внешних знаков (архитектура, интерьер, костюм, этикет и т. д.), но и через изменение ритма жизни, конструирование нового телесного облика человека. Облик человека изменяется вместе с изменением культурных пространство. Тело, как и ландшафт, передает смысл через объективированные носители. «Тело стало промежуточным слоем между живым и средой…» (Плеснер Х. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 120.). Городское культурное пространство, через создаваемые знаки и тексты управляет поведением человека. Рождение идеалов-канонов, к которым должен стремиться человек, регламентирует его внешний вид, представления и суждения об окружающем мире. Живое тело, становясь объектом городской культуры, попадает под воздействие объективирующего дискурса, который устанавливает правила его существования. Городское культурное пространство создает индивидуальность, которая наделяется основными характеристиками данной культуры. Посредством моды, норм, правил происходит создание социального тела жителя города. Причем, каждое городское культурное пространство пытается наложить специфический отпечаток на это социальное тело. Поэтому так часто разняться внешний вид, правила поведения людей разных городов, особенно провинциальных и столичных.

Конец ХХ века показал, что все больше и больше осуществляется нивилировка социальных тел, стираются различия между социальными телами людей разных городов. СМИ, мода формируют единый образец-канон тела человека, включенного в городское культурное пространство. Тело растворяется в культурном пространстве, согласуется с параметрами мира. «… между Я и его телом, между Я и миром не существует перехода… существует лишь истина мира и мышление соответствующее миру». (Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996. С. 8-9). Человеческое тело сливается с пространством, заключает его в себе. Познание культурного пространства происходит через восприятие. Человек включается в городское культурное пространство, пропускает его через свое сознание, свое сердце, воспринимает его язык и моделирует сове мировоззрение в соответствии с ним.
[28]

Проблема человека в городском культурном пространстве включает в себя и проблему маргинализации. Попадая извне в городское культурное пространство человек стремиться «вписаться» в него, принять его знаковую систему. Но, часто происходит болезненная метаморфоза, когда человек принимая внешнюю знаково-символическую систему, не в состоянии принять внутренние ценности культурного пространства. В результате происходит разрыв внутреннего и внешнего и возникает маргинализация личностного мировосприятия. В свою очередь, усиление маргинализации в современных городах оказывает негативное воздействие на само городское культурное пространство, затрагивая и внешнюю знаковую систему. Внешний облик современных крупных городов свидетельствует о усилении этого процесса (свалки, грязь, варварское отношение к окружающему и т. д.). Кроме этого, проблеме маргинализации городского культурного пространства затрагивает глубинные ценности общества. Пересечение внутреннего и внешнего в культурном пространстве происходит в душе человека,(отсюда равнодушие, безразличие к окружающему).

Проблемы взаимосвязи человека и городского культурного пространства становятся наиболее актуальными. Изменение отношения к окружающему миру возможно только через преодоление проблем маргинализации и улучшения взаимодействия человека и культурного пространства путем образования и воспитания жителей городов.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий