Русская философия о культурном пространстве

Культура формирует особые формы деятельности человека. Человек, в свою очередь, создает единое культурное пространство. У каждого этноса свой радиус пространства, которое он наполняет в процессе деятельности. Культурное пространство выступает хранилищем и источником человеческой жизни. Именно синтез человека и окружающего его мира создает гармоничное развитие культуры. Природа по-своему принимает участие в развитии человеческого общества. Культурное пространство объединяет в себе не только физическое (определенный ландшафт, поселения с их инфраструктурой), но и символическое (все то, что осуществляется в сознании человека; его нормы, обычаи, ритуалы и т.д.).

Долгое время в философии господствовала идея разделения между миром человека и миром природы, который воспринимался как чуждый, враждебный, требовавший преобразовательной деятельности. В европейской философской мысли утвердилась идея физической парадигмы мышления, основанной на разграничении области человеческой деятельности и природы. В русской философии была предпринята попытка возродить онтологию целостного мировоззрения, где человек и космос органически были бы соединены. Космизм русской философии воспринимал человека как часть окружающего мира. В трудах В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского, Н.Я. Данилевского, Вл. Соловьева, Н.А. Бердяева, и других, русское культурное пространство воспринималось как место формирования идей и деятельности человека.

Своеобразную оценку роли пространства в творчестве человека можно найти в трудах П.А. Флоренского. Он противопоставил понятие пространство, декартовскому термину «протяженность», которые длительное время отождествлялись в европейской философской традиции. П.А. Флоренский подчеркнул, что в отличие от протяженности пространство имеет духовное значение и выполняет символическую функцию. Именно обращение к пространству позволяет увидеть подвижную и многообразную действительность, «… построение картины действительности требует, чтобы пространство не было доведено до предельной нагрузки» 1. Под такой предельной нагрузкой Флоренский П.А. понимал поставленные человеком творческие задачи. Именно пространство определяет способ мышления человека.

Вся человеческая культура может быть понята как «деятельность по организации пространства. В одном случае, это — пространство наших жизненных отношений… В других случаях это пространство мыслимое, мысленная модель действительности» 2. Четкого разграничения между различными родами человеческой деятельности провести невозможно. Вся деятельность людей включается в культурное пространство. С одной стороны, создавая данное культурное пространство, с другой — именно культурное пространство оказывает воздействие на формирование человеческой личности. «В каждой деятельности — все, и каждое пространство имеет сродство с прочими. Да иначе и быть не могло бы, раз культура едина и служит одному субъекту…» 3.

Русская философия стремилась решить вопрос о месте человека в культурном пространстве и привести его поведение в соответствие с его местом в мире. Огромные пространства России заставляли вновь и вновь обращаться к вопросу о их воздействии на человека. Русская культура воспринималась как попытка организации окружающего пространства. Этот процесс воспринимался драматически, когда «на вселенских просторах русской культуры должна уничтожиться вся разделенность местных культурных процессов» 4 и должна быть создана синтезированная культура, построенная на соборных началах.

Россия воспринималась единым живым организмом, включающем в себя географический, государственный, религиозный и языковой. Совокупность всех форм жизнедеятельности создавало «великое и вседоступное культурное пространство» 5.

Именно такое своеобразное культурное пространство воспринималось как источник формирования ментальности народа и неповторимого колорита его образа жизни.

Затрагивая различные вопросы, русская философия восстановила единство представлений о взаимосвязи человека и культурного пространства.

Примечания
  • [1] Флоренский П.А. Анализ пространства и времени. — М.,1993. — С. 20.
  • [2] Там же. — С. 55.
  • [3] Там же. — С. 56.
  • [4] Эрн В.Ф. Время славянофильствует // Эрн В.Ф. Соч. — М., 1991. — С. 389.
  • [5] Ильин И.А. Родина. Русская философия. — М., 1992. — С. 53.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий