Формирование «социального тела» в европейской культуре

[21]

Тело человека — орудие выражения неповторимых тайн вечности
А.Ф. Лосев

Человек находится в неразрывном взаимодействии с окружающим миром. Организовывая культурное пространство человек формирует специфическую знаковую систему. Важной проблемой организации культурного пространства становится проблема совмещения различных культурных текстов, в каждом из которых вырабатываются и функционируют свои стандарты норм человеческой жизнедеятельности. Формируя и видоизменяя культурное пространство, человек осуществляет свое понимание знаковой природы, свой способ видения мира. В свою очередь культурное пространство воздействует на человека. Изменение ритма жизни, возникновение новых систем-ценностей приводит к конструированию нового облика человека. Внешний вид человека, его телесность изменяются вместе с изменениями, которые происходят в окружающем его мире. Тело «срастается» с пространством, местом, определяет их, а они его Живое тело, становясь объектом культуры, попадает под воздействием объективирующего дискурса, который формирует нормы его существования. Это может быть биологический, физический, лингвистический, культурный дискурсы. Каждый из них в отдельности и все вместе формируют свой идеал телесности. Следуя за идеальным образом, телом-эталоном, человек дисциплинирует себя, разделяет представления о норме и патологии, различает правильное и неправильное поведение. Таким образом, утверждаются разнообразные формы телесных практик. «В любом обществе тело зажато в тисках власти, налагающей на него принуждение, запреты или обязательства» 1. Начиная с XVIII века практически все организации жизненного пространства оказались подчинены принципу всеподнадзорности: больничная палата, школа, казарма, тюрьма и т.д. Человек становился объектом наблюдения и моделирования. Именно под влиянием таких изменений «человеческое тело вступает в механизмы власти, которые тщательно обрабатывают его, разрушают его порядок и собирают заново. Так дисциплина производит подчиненные и упражняемые тела, «послушные» тела» 2. Принимая моральные нормы как принципы должествования европейское общество утверждало систему воздействия на телесность. Требование общества по отношению к личности закреплялись понятием «Ты должен». Но долг, [22] как основная социально-нравственная норма дисциплинирует, в первую очередь, лишь внешние формы поведения. Система наказаний и поощрений, при помощи которых действует нормативная система затрагивает человеческую телесность.

Социальная стратификация закрепила телесные эталоны в каждой из групп. Принятые правила поведения, в первую очередь, были направлены на сохранение возникающих различий. Дисциплина создавала индивидуальность, которая наделялась основными характеристиками: кодификацией деятельности, комбинированием усилий, аккумуляцией времени, распределением пространства. Возникали предписания отличительных черт, утверждались внешние знаковые различия, которые закреплялись системами этикетных норм.

Внешний вид играл важную роль, поскольку становился знаком, показывающим местоположение и статус человека в конкретной социокультурной группе. «Одежда заставляет человека принять закон ее форм, который при длительной носке постепенно переходит в закон наших движений…» 3. Одежда формировала положения тела, жесты человека. Стремление к телесному соответствию норме-канону заставляло принимать даже физические страдания для достижения соответствия желаемому статусу. Очень часто формирование новых телесных практик происходило при помощи своеобразной «дрессуры», в которой использовались методы физической боли, страдания и страха перед наказанием за нарушение или внешнее выражение страдания. «…ноги устанавливали на полку, выпрямитель привязывали к плечам и в талию втыкалась большая штопальная игла острием кверху; рассчитано было так, чтобы мы неминуемо укололись, если бы осмелились хотя слегка опустить голову. Кто укалывался, той грозило наказание» 4, так создавалось тело аристократки XVIII — начала XIX веков. В культурном пространстве циркулировали образцы «порядочных» людей, которые в своем внешнем виде и поведении воплощали все существующие нормы-предписания. В результате формировалась социальная телесность. Человек превращался нормативной системой в «социальную [23] машину», которая поступает в соответствии с требованиями общества, предписанными программами поведения.

Примечания
  • [1] Фуко М. Надзирать и наказывать. М., 2000. С. 199.
  • [2] Там же.
  • [3] Зиммель Г. Избранное. В 2 томах. М., 1996. Т. 2. С. 272.
  • [4] Бертрам Д. История розги. В 2 томах. М., 1992. Т. 1. С. 257.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий