Три психологических режима в философии старости

[98]

Исследуя философию старости будем исходить из постулата, что философия старости является следствием философии взрослого человека, начиная со второй половины его жизненного пути и формируется исходя из двух вариантов его состояния:

  1. Спокойного в психологическом смысле периода течения жизни последних десятилетий в окружении благодарных и заботливых потомков при материальном благополучии.
  2. В состоянии нервных срывов, стрессов, разочарований, предательств близких пожилому человеку людей или государства, потери крова, материального базиса, одиночества, тяжелых болезней и т.д.

Философия же индивида является производной от его психического режима, который не столько определял выбор его жизненного кредо, сколько создавал эмоционально-чувственное напряжение и поведенческий базис во всех без исключений сферах жизнедеятельности человека с раннего периода и до старости.

Мы выделили в этой теме три психологических режима в безграничном диапазоне психоматических состояний человека.

I. Режим здорового инстинкта. Инстинкта благоустройства своего очага, заботы о семье и ближних родственниках, заблаговременной подготовки к смертному одру. Люди этой категории очень практичны, трудолюбивы и упорны. На них держится, можно сказать, здоровая сторона развития любого общества. Они не становятся революционерами и потрясателями основ государства. Им противны любые нововведения, которые нарушают размеренный и продуманный их быт. К этому подклассу людей относятся в основном жители сельских мест, небольших районных городков и пролетарского слоя в больших городах. Также к этому режиму относятся представители многочисленных социальных прослоек и инженерно-технических профессий больших городов., а также юристы, чиновники всех служб, администраторы, депутаты и т.д. Они, хотя и более образованные и начитанные, но все равно в отношении жертвенности ради поиска новых идей или борьбы за правду всегда остаются надежными консерваторами и скрытыми домоседами. Это люди «эго» или неповрежденного физического и психического базиса. И даже, если в старческие годы их умиротворение встряхнет череда психических стрессов, потерь и обид, они в основном снова возвращаются в состояние равновесия и их мировоззренческие принципы остаются прежними. К вере прочувствованной они приходят редко. О таких говорится — пока гром не грянет, они не перекрестятся.

II. Представители второго психологического режима или психических свойств являются уже людьми идеи. Амплитуда синусоидальных крайностей их психики уже больше, чем у первой группы. Люди с этими свойствами одержимы творческими планами, стремлением к осуществлению своих идей, мечтаний, производственных задач и научных открытий, концентрацией всех сил на свою профессиональную деятельность. Они уже более заботятся об этом жизненном цикле, нежели о семье, хотя от нее отказываться не собираются. [99] У них еще надежно выдержаны в природно-здоровом, животном плане свои «ЭГО» с инстинктами самосохранения и передачи жизни. Представители этой категории становятся также политиками всех рангов, революционерами и общественными деятелями всех направлений. Сердечная и психическая деятельность их чаще подходит к крайним пределам человеческих возможностей. По линии жертвенности они уже относятся ко II-ой группе, ибо готовы отдать свою единственную жизнь не только ради близкого родственника (I-ая группа), но и ради уже многих незнакомых людей для кого они в течении жизни совершали открытия, покоряли небеса, свергали троны. Старости эти люди не замечают. Мне кажется, они не замечают даже смерти — им некогда, слишком много дел. А серьезные стрессовые ситуации в предпенсионный период, т.е. в период старости больнее отзываются в эмоциональных и напряженных сердцах и могут изменять мировоззренческую философию старости в трех направлениях:

  1. Все остается на своих местах. Человек, пытаясь уйти от воспоминаний и переживаний еще глубже с головой уходит в свою работу.
  2. Сильный удар разочарований показал бессмысленность дальнейших занятий в режиме одержимости и бесплодность не только своих трудов, но и всей жизни. Характер ломается и все психологически-негативные моменты с психическими отклонениями приходят к надломленному человеку: пьянство, самоубийство, уход в одиночество и т.д.
  3. Жизненные переживания привели к озарениям высших целей и смысла жизни — точнее к вере. И уже на другом смысловом фундаменте человек продолжает заниматься делом всей жизни — Козырев, Капица, Сахаров.

III. Представители третьего психологического режима имеют от рождения психику максимальной восприимчивости и чувствительности. В течении всей жизни она периодически пылает или на самых высоких амплитудах функционирования нейросистемы (7-10 лет). Это периоды эмоционально-положительных планов в смысловом, в сердечных и творческих сферах жизнедеятельности индивида, или работает в эмоционально-отрицательном, негативном, разочарованно-обиженном или в бессмысленно-тихом режимах. Они могут длиться столько же 5-8 лет. И вот на какой период эмоционального состояния приходит старость, в тот тон и раскрашивается вся философия оголенной и ранимой натуры. Люди с таким душевно-психическим багажом становятся в основном поэтами и художниками, артистами и музыкантами, писателями и скульпторами. Это жертвенные личности, люди огня и страстей, и в тоже время они могут впадать в неприглядные пессимистическо-мистические состояния, в состояния капризов и суеверий, страхов и слез. Они или умирают на подмостках, за холстом и за письменным столом, или уходят из жизни дорогой Пушкина и Лермонтова, Маяковского и Есенина, Гумилева и Волошина, Даля и Высоцкого. Если в конце жизни они приходят к богу, то это событие становится самой высокой, самозабвенно-индивидуальной их ролью. Они служат уже священниками, уходят в монахи.

Есть еще два исключения в обширном диапазоне психологических режимов в философии пожилых людей.

  1. Люди, рожденные на свет с великой миссией быть духовным светочем в темном царстве человеческих грехов, т.е. с богом в душе — это Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоан Кронштадский, Николай Крымский, Серафим Вырицкий и т.д.
  2. Люди, рожденные с преобладанием в характере агрессии, злобы, коварства, т.е. животно-агрессивных функций. Они или заканчивают жизнь рано в сточной канаве или становятся Чингиз-ханами, Сталиными, Гитлерами,. Также к этим людям относятся характеры, рожденные с патологически-распущеными плотско-чувственными рефлексами. Например — Мария Египетская с 14 лет занималась блудом со всеми и везде, но потом ушла в пустыню и 49 лет молилась перед господом за прощение грехов ее — и стала великой святой.

Похожие тексты: 

Комментарии

Три психологических режима в философии старости

Аватар пользователя Аня г. Таганрог
Аня г. Таганрог
четверг, 02.03.2006 13:03

Мне очень понравилась эта статья. Я хотела бы, если можно еще что-нибудь прочитать по поводу стрессов, нервных стывов и др. Особенно меня интересуют самоубийства студентов (причины могут быть разными, а возраст студенческий)

Добавить комментарий