Проблемы взаимодействия двух культур

[312]

Вопрос о взаимодействии двух культур, двух цивилизаций — Запада и Востока — во все времена является чрезвычайно актуальным. История их взаимоотношений богата событиями. Интерес сменялся отчуждением, после которого вновь наступала эра улучшения отношений. Как свидетельствует восточная философия и новейшие исследования, Запад и Восток — «дуализм», связанный на протяжении новейшей истории в ментальности народов сложным комплексом «влечений — отторжений».

Во времена крестовых походов и колониальных захватов было свойственно восприятие друг друга как опасного идеологического противника. Причины такого положения дел стоит искать не в конкретных социально-исторических событиях, а во всем ходе развития цивилизации, как утверждают некоторые исследователи.

Все великие цивилизации возникли в определенную эпоху во время зарождения мировых религий и философских течений, примерно в первом тысячелетии до нашей эры. Западная, индийская, китайская, иранская были нацелены на превращение в мировую цивилизацию, все они [313] были универсальны. Западная цивилизация совершила качественный скачок в своем развитии, в результате чего стала доминировать и объектом своей деятельности превратила всю планету, установила всеохватывающую систему связей. На данный момент западная цивилизация оказалась самой универсальной.

Однако страны, находящиеся на стыке Запада и Востока, находили свои не западные пути развития. На месте стыков возникают разного рода недопонимания и как следствие — конфликты из-за того, что «восточные» люди обладают другой ментальностью, чем западные.

Восток больше интересует не столько человеческая ситуация вообще, сколько понимание космоса. Анализ западной и восточной философии подчеркивает отличие в способах видения мира.

Западная философия — объективная. Русская философия размышляет о том, что с ними (русскими) происходит, то есть субъективная. И только восточная анализирует эти две категории.

Противостояние Запада и Востока отразились на России как неумение жить по чужому, навязанному западному образу и нежелание Запада признать право России развиваться согласно своей традиции. В российском обществе, наряду с признанием за Западом глобальной империи, существует и другое отношение, которое выражается недовольством и отрицанием всего Западного. Это связано со стремлением Запада навязать свой образ мысли, а также стремлением к мировому господству. Русские больше боятся жить в обществе, которое ей навязывает западное общество, чью психологию «свобода = ответственность» она отвергает.

Россия все еще не западная страна, и вероятно, в ближайшем будущем она ею не будет. Стремясь сохранить самоуважение, она отрицает западные ценности, не потому что Запад ее боится, а потому что слишком мало ее уважают.

Столкновение двух культур, стремление одной навязать свой образ жизни и стандарты и нежелание другой подчиниться этому влиянию преследуют Россию на протяжении всей ее истории.

В данный момент в российском обществе Запад воспринимается как страна материальных ценностей. Для русских с их нематериальным мышлением характерно несколько иное отношение к материальным благам. Например, у честных людей много денег быть не может, легче верблюду пройти через игольной ушко, чем богатому попасть в рай и др.

В восточном менталитете отношение к мирской жизни более прагматичное, чем у русских. Об этом свидетельствуют такие устойчивые сочетания, [314] как: там, где грязь, кипит жизнь. Где вода чиста, не бывает рыбы. Благородный муж не должен избегать мирской грязи и не должен подражать образцам непорочного поведения (Конфуций. Афоризмы старого Китая).

Российское мышление довольно серьезно отличается от Западного. В Западном обществе прощают большой разрыв в доходах. Кроме того меньше обращают внимания на то, каким образом человек зарабатывает их.. Для россиян очень важно, чтобы человек трудился и напрягался. В восточном мышлении отношение двойственное: Когда богатство, знатность и слава приобретаются добродетельностью, они подобно лесным цветам, пышно цветущим на воле. Когда они приобретаются заслугами, они приобретаются властью, они подобны цветам в вазе, оторванными от корня и обреченными на увядание (Хун Цзыгэн. «Вкус корней»).

Желание Запада доминировать на мировой арене приводит к тому, что Восток на мировой арене приводит к тому. Что Восток видит свою роль в создании политического равновесия, в уравновешивании тенденций на мировом и региональном уровнях, которое проистекает из главенствующей роли только одной державы в мировом международном процессе. И здесь на первые позиции выходит Россия.

Несмотря на новые складывающиеся отношения России и Запада, сами русские и американцы крайне скептически и недоверчиво относятся друг к другу. Восточные же страны в данной ситуации приняли выжидательную позицию. Что вполне восточно: В просвещенный век нужно быть прямым. В смутный век нужно быть искривленным. А в наше время можно быть и прямым, и искривленным…» (Хун Цзыгэн. «Вкус корней»).

Вопрос о взаимоотношениях Запада и Востока в нашем обществе рассматривался многими исследователями, но не утрачивает своей актуальности и в наши дни.

В последние годы философы, историки, культурологи стали рассматривать эти взаимоотношения комплексно. В своих работах стали отражать методологические вопросы и по-новому подходить к интерпретации этой сложной проблемы.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий