Философия должна стать любовью к мудрости

Уже более ста лет назад наш замечательный философ Владимир Соловьев сделал вывод о том, что человечество подошло к значительному рубежу в своем развитии. На основе общих законов развития и их применения к общественной жизни он показал, что человеческое общество должно вступить в эпоху объединения или погибнуть. Преддверием такого объединения, когда все обособившиеся и враждующие части свободно подчинятся высшим началам, должна явиться мыслительная работа по преобразованию отвлеченной философии в цельное знание. Сам философ много потрудился в этом направлении и наметил пути для такого преобразования. Так не пришла ли пора для продолжения начатой работы, прерванной годами социальных катастроф, через которые проходила Россия, чтобы очиститься и подготовиться к выполнению исторической миссии, предначертанной ее величайшими умами?!

Как известно, философия возникает в Древней Греции в качестве любви к мудрости; она включает в себя как теоретические представления о Боге, Вселенной, Человеке, так и практическую этику, описание духовного пути совершенствования человека. Любовь к мудрости предполагает существование Мудрости как таковой, чем была Теософия, целостное знание познавших Истину Сынов Божьих, которые, находясь на более высокой ступени развития, руководят эволюцией человечества. Владыки Мудрости, Великие Учителя, давали знание или сами, воплощаясь на земле, или через своих ближайших учеников, Посвященных и Адептов. Откровение, получаемое человечеством из Высшего и Единого Источника, лежало в основе древней культуры, определяя ее синкретичный характер. Сокровенное знание выражалось символическим языком, смысл которого раскрывался человеку только после того, как он своей нравственной чистотой и напряженным стремлением к Истине доказывал, что заслужил право Ее созерцать.

С развитием общества целостное знание распадается на части, отстаивая свою самостоятельность и необходимость, каждая их них игнорирует остальные. Законы мира земного, плотного, изучает наука, абсолютизируя эмпирические знания, получаемые с помощью органов чувств, она отрицает духовные явления и принимает внешние изменчивые формы за единственную реальность. Религии, первоначально основанные на данных Откровения, утрачивают истинный смысл символов и искажают заветы Учителей, не человеческая природа возвышается до Божественной, а Божественное низводится до человеческого. Поскольку знание о Божественном искажается, обессмысливаются и действия, приобщающие человека к тонким воздействиям Высшего мира, благодатный дух покидает религиозные мистерии и таинства.

В философии возникает множество направлений, ибо каждый мыслитель видит и выражает только часть целостного знания. И это явление было бы естественным и положительным, если, в конечном счете, частичные истины не стали претендовать на полные и окончательные, а знания о Высшем не превратились в пустые абстракции, лишенные живого содержания. Каждый человек все больше и больше напрягается в искании новых толкований, удаляясь, все дальше и дальше от Истины. Окончательным результатом такого развития философии явилось отрицание возможности познания Истины, и даже ее существования совсем. Именно в этом процессе В. Соловьев усмотрел кризис классической западной философии.

В настоящее время тот вклад, который внесла русская мысль в возрождение классической философии, не оценен и в должной мере еще не осмыслен. И поныне значимы слова Н. Бердяева о том, что русская интеллигенция не чтит своей национальной мысли и слишком привыкла пасовать перед последними словами мысли европейской; наше сознание слишком загипнотизировано философским модернизмом, в котором мельчает мысль и гибнут философские стремления и традиции прошлого. Вместо преобразования происходит размывание границ философии вообще, ибо этим именем часто называют положительное знание, культурологические, литературоведческие и многие другие изыскания. Человек считается философом, но при этом всю жизнь занимается частной проблемой, не находя времени и не испытывая потребности отдать себе отчет в том целом, куда изучаемое явление входит частью. И для этого нет необходимости осмысливать весь эмпирический материал, для этого важно увидеть сущность и законы, составляющие основу, на которой ткутся узоры частных преходящих явлений. Вычленяя из себя конкретные науки, философия должна делать свое дело, иначе она исчезнет как самобытное явление культуры.

Занимаясь частными проблемами, философия отказывается ныне от ответов на вечные вопросы, считая их неразрешимыми; признавая относительное, она забыла об абсолютном. Философы вместо искания Истины, то есть осознания иерархии принципов и ценностей, утверждают равнозначность и возможность всех точек зрения, полагая, что тем самым утверждают терпимость. Но это неверно, ибо возможны все точки зрения, но не все истинны, но только приобщение к истинным делает человека свободным, а ко всем остальным — наоборот. Ищущему истинного знания преподносятся ныне банальности, завернутые в яркие фантики многословия, бесчисленные комментарии к классическим текстам, которые не проясняют их смысл, а бесконечно его затемняют. Философия становиться видом интеллектуальной игры, постепенно и жизнь превратится в игру, но не придется ли позже искупать такое легкомыслие? Жизнь не игра, а уроки, которые учит человек, находясь на лестнице эволюции. Не учит ли современная философия великий урок: философ ответственен за те мысли, которыми он насыщает пространство, ибо мысль есть зерна будущих деяний и от мыслей будет зависеть, восходит ли человек вверх или опускается вниз?!

Философия снова должна стать любовью к Мудрости, то есть знанием об основах мироздания и путях их постижения. Только познание основ может преобразить человека и привнести смысл в его жизнь, так как он должен, наконец, знать, куда идет и ради чего несет тяжкий крест своей жизни. Человечество зашло в тупик именно потому, что забыло о бессмертии духа, разумности мироздания, Высшем мире, без которого земное существование теряет опору и цель. Основы вечны и непоколебимы, если сознание опирается на них, оно протягивает свое существование в Беспредельность. Философия должна стать целостным знанием, только тогда она сможет возродить и объединить все части культуры; обретши Истину, она одухотворит научное знание и наполнит опытным содержанием догматические положения религии.

Для совершения этой работы дается Великое Откровение, которое кульминирует то, что было получено человечеством за последние тысячелетия. Новое Откровение было принесено в мир Вестниками Великих Учителей, русскими женщинами, имена которых будут вписаны крупными буквами в анналы будущей истории, только мы, почти их современники, не замечаем их величия и даже придаем анафеме. Теоретическая часть Учения была дана через Е.П. Блаватскую, которая в «Тайной Доктрине» и в многочисленных статьях раскрывает основания для построения новой философии путем переосмысления древней, как Солнце, и как Солнце, Единой, Истины. Практическая философия, «Живая Этика», была принята Е.И. Рерих. Но философы пока обходят молчанием Знание, положенное перед человечеством Великими Мудрецами, а иногда с подозрением и опаской без изучения и даже ознакомления отодвигают книги, способные помочь возрождению человека.

Давая Новый Аспект Вечной Истины, Учение очищает древние Заветы от последующих наслоений, оно отмечает все комментарии, оставляя только первоосновы. Знание дается в явной форме; раскрывая смысл древних символов, оно рассчитано не на избранных, но на всех ищущих. И хотя Его глубина и красота раскрывается только по мере духовного роста человека, всякий может начать процесс приобщения к высшему знанию. Поскольку даются Основы, а не завершенное здание, человек может построить на них мировоззрение сообразно своей индивидуальности.

Новое Откровение принесено в мир русскими, и это не случайно, ибо в нем раскрыта роль России в процессе рождения новой цивилизации. Именно россиянам было сказано: «Будьте счастливы сознанием, что можете называть себя сынами Великой Страны, которой суждено вести за собой людей всего мира». Россия предназначена явить миру возрождение науки, религии и философии и их объединение в целостное знание потому, что на этой земле, согласно Космическому Закону и Предопределению, воплотятся души, способные к синтетическому мышлению, души, прошедшие долгие эволюционные пути и готовые к новому этапу восхождения.

Добавить комментарий