Русские женщины в Швейцарии в XIX в.


[71]

В Швейцарии хранятся многочисленные материалы о русских эмигрантах, среди которых мы находим удивительное количество женских фамилий. Их обычно упоминают в связи с русскими революционерами, которые приютились в конце XIX века в маленькой либеральной республике. Но участие женщин в политическом движении было только второстепенным, намного важнее было их присутствие в высших учебных заведениях, которые тогда им открыли свои двери. Это слишком мало исследованное явление заслуживает внимание, тем более что очень впечатляет авангардная роль именно русских женщин по отношению к высшему образованию и движению в Швейцарии, где они стали первыми девушками среди студентов и представляли в течение десятилетий самую многочисленную часть студенток, отличавшихся при том хорошими результатами. Этот уникальный период в истории русских женщин за границей начался в 1867 г. с даты зачисления первой женщины, русской, в швейцарский университет, и продлился до 1913г, когда русские женщины предварили борьбу женщин мира за равенство в сфере высшего образования, что повлекло за собой значительное изменение в европейском обществе.

Исторические предпосылки


В России

Ситуация с образованием (средним и высшим) для женщин складывалась нелегко. Даже если возможность и существовала, она была очень не велика. В 1894 году только 1% женщин посещали школу! Доступа к университету женщины ожидали очень долго. Зачисления в университет на равных правах с мужчинами в ту пору ещё не было. Высшие курсы для женщин были не на хорошем счету, и их всё время грозили закрыть.

Итак, у женщин было множество причин для учёбы за границей:

  • невозможный или трудный доступ в русские университеты,
  • новый образ женщины, который начинал распространяться в России и постепенное освобождение от ее традиционной роли,
  • интерес к общественной работе и желание участвовать в общественных изменениях,
  • стремление к личной эмансипации, к экономической независимости.

[72]

В Швейцарии


Почему Швейцария?

После волны прокатившихся революций в 1848 году, Швейцария стала одной из самых либеральных стран Европы и тем самым очень привлекательной. Её политический нейтралитет привлекал политических беглецов. В это же время Цюрих становится центром русского революционного движения за границей в 1870-1873 гг. Образование и политика тесно связаны между собой. Наряду с политической свободой, либеральность сыграла свою роль в развитии допуска женщин в университет. В тот момент, в 1867 г. вопрос о записи женщин благоприятствовал либеральным идеям кантонской управы Цюриха и решён был без особых дискуссий.

Доброжелательность швейцарских университетов по отношению к женщинам, и в первую очередь в Цюрихе, была в большей части порождена идеализмом и прогрессистскими идеями их профессоров, которые часто сами были иностранцами (чаще всего немцы). Зачисление зависело от согласия профессоров. С другой стороны, жалование профессоров зависело от количества студентов записанных на их лекции; таким образом, наблюдается двусмысленная ситуация между допустимой вольностью и материальным фактором. Кроме того, университеты сами преследовали материальные цели, открывая свои двери женщинам.

Другую роль, не менее важную для русских, играли условия зачисления, которые с самого начала не были установлены. Как только общий вопрос о допуске женщин в университеты был решён, стало легко в них записаться. Не требовалось ни аттестата зрелости, ни сдачи вступительного экзамена. Не было ещё даже обусловлено минимального возраста студентов, вплоть до 1872 года, когда он был установлен в восемнадцать лет.

В политическом отношении, царское самодержавие не пользовалось популярностью в Швейцарии. Поэтому в административных учреждениях, в полиции и в университетах русских студентов принимали с большой симпатией. Им без проблем выдавали вид на жительство.

Факты, исторический обзор о высшем образовании русских женщин в Швейцарии

В 1842 году две швейцарские девушки записались в Цюрихский университет вольнослушательницами. Немного позже Мария Александровна Княжнина подала прошение о зачислении её студенткой в этот же университет, но ей пришлось довольствоваться статусом вольнослушательницы.
[73]

Наконец в 1865 году поступает просьба о зачислении Надежды Сусловой. Она хочет стать доктором медицины, а для допуска к экзаменам необходимо зачисление. В 1867 году она становится первой полноправной студенткой Цюрихского университета. В том же году она становится первой женщиной в немецко-говорящем университете, допущенной к экзамену на степень доктора. Затем Н. Суслова становится первой женщиной — врачом в России и пользуется большой популярностью.

Чтобы подчеркнуть передовую роль русских женщин, приведём несколько цифр:

Первая студентка была русской не только в Цюрихе, но и в Женеве, в 1872 году. В Берне вторая записавшаяся женщина — русская. Однако следует заметить, что решиться ехать в Швейцарию было нелегко: далеко от родины вставал денежный вопрос и часто родители противились такому предприятию. Своё предпочтение русские студентки отдают университетам Цюриха, Берна, Женевы и Лозанны. Их излюбленные дисциплины: медицина (74%), философия (24%), право (1,6%) и теология (0,2%).

Состав русских студенток был следующим: очень большое количество дворянок, много девушек из средних слоёв. Из них 2,5% — уроженок Кавказа и 1,2% — из Сибири.

Отдельный случай представляют русские женщины еврейки. С 1880 года количество еврейских женщин, в числе студенток, прибывших в Швейцарию, заметно увеличилось (составляли около 60 — 80% среди «русских») из-за ограничительного ценза, введённого в России, в отношении еврейских студентов. Большая часть еврейских студенток происходили из средних слоёв.

Отметим, что в Швейцарии возможность поступить в университет была в особенности использована женщинами происходившими из русской империи (среди них были особенно многочисленные еврейки и польки) и много реже швейцарками! С 1882 по 1913 количество русских студенток возрастает в 20 раз (63 студентки в 1882 году, 1241 — в 1913 году). В 1902/03 и в 1906/1907 годах их насчитывается почти 4/5 из общего количества студенток!

Первая русская волна

Это было время первых русских поселений 1870-х годов в Цюрихе. На начальном периоде их развития, девушки должны были буквально бороться с родителями, чтобы те позволили им учиться в Швейцарии. Родители, по существу, были не против высшего образования, но боялись, что их дочери попадут в сеть революционных организаций, что действительно и случалось в 70 годы ХIX века.
[74]

Эта первая колония очень интересует историков по следующим причинам:

  • русские женщины играют передовую роль в университетском образовании
  • среди этих женщин происходит значительная политическая эволюция. В Цюрихе представительницы женской молодой интеллигенции, зачастую в первый раз смогли принять массовое участие в революционном движении России.

Отношения между русскими и швейцарцами

В начале отношение швейцарцев было скорее благосклонным. Но со временем возрастающее количество русских студентов в Швейцарии создаёт проблемы: у швейцарского народа и зарождается чувство ксенофобии. Но это негативное мнение не помешало русским ехать в Швейцарию. Однако это повлияло на их условия и образ жизни в Швейцарии.

Швейцарцы оправдывали свою антипатию внешностью русских студенток Они выглядели довольно не ухоженно, к тому же носили коротко стриженные волосы — дань современной моде «эмансипе», подчёркивающей их позицию; а так же синие очки, чёрные платья.

Общественная позиция русских студенток, их жизнь

Основное занятие составляла учеба. Значительная часть студенток, правда, принимала участие в политических беседах и акциях. Их энергичный и настойчивый характер создал им надёжную репутацию. Их считали способными на всё, на преодоление любых проблем.

С этой новой свободой трудности только начинались. Надо сказать, что в общем условия жизни русских студенток в Швейцарии (как и в России) были нелёгкими в материальном плане — им недоставало денег, они болели и плохо питались. Но за границей солидарность студенток была сильней.

Студенты жили студенческими общинами. Русские общались только со своими. Их община представляла собой частицу России в самом центре Швейцарии. Здесь говорили по-русски, была библиотека, столовая, касса взаимопомощи для бедных студентов..

Их политическая позиция

В эти колонии приходили политические эмигранты, революционеры и старались найти приверженцев своих политических программ. Даже Лавров и Бакунин приезжали в Цюрих с этой целью. Между различными группами существовала сильная конкуренция. Колония Цюриха отличалась подчёркнуто радикальной политической позицией.

В этой колонии образовались кружки, в которых освещались различные политические и социальные вопросы. Многие русские студентки вскоре стали членами этих политических кружков, в них они могли познакомиться с передовыми настроениями, узнавали о причинах социальной [75] несправедливости, а также о способах борьбы с ней. Именно это участие в политических кружках и повлекло за собой большие изменения в женском мировоззрении.

Так как в дискуссиях этих кружков доминировали мужчины, женщины решили создать женский кружок. К сожалению, он просуществовал недолго из-за расхождений в политических убеждениях самих участниц. Но его существование подтолкнуло к созданию более мелких групп с тем же политическим направлением: Одной из значительных групп среди них была группа Фритши, в состав которой входили исключительно женщины из знатных еврейских семей: Вера Фигнер, Софья Бардина, сёстры Любатович, Бетти Каминская и др. Большинство из них решило полностью посвятить себя революции, для них учёба отошла на второй план.

Женщин было тоже много в библиотеке и в типографии газеты «Вперёд!», которая издавалась под руководством Лаврова. Они также изучали различные политические и исторические сюжеты, чтобы совершенствовать свои знания.

Вскоре русским студенткам пришлось столкнуться с антирусскими настроениями с швейцарской стороны, что привело к сложной натянутой ситуации. Но это проблема постепенно само собой уладилась: в самом деле, царское правительство, опасаясь восстания со стороны студенток и будущих матерей, опубликовало указ в нескольких европейских газетах. 27 июня 1873 года, в котором оно постановило, что русские студентки должны были прекратить все занятия в университете и высшей технической школе Цюриха. В результате 90% русских женщин покинут Цюрих. 10% останутся там или в других швейцарских университетах. Среди тех, кто вернулся, большое количество примкнёт к народническому движению.

Вторая волна

Вторая русская волна в Швейцарии начинается в 1880-х годах и длится до 1913. После убийства царя в 1881 году наступили правительственные репрессии. Закрылись высшие женские курсы. Тогда-то русские студентки и вспоминают о Швейцарии, как и, между прочим, их мужские коллеги

Эта волна отмечена ещё более тесной связью между учёбой и политикой. Те, кто исключительно учатся, редки, большинство занимается политикой, но в свободное время. Те, кто активно участвует в революционных движениях, составляют примерно 10%.(до1905г, евреек больше, их около 20%). Их центрами становятся Цюрих, Берн, Лозанна, Женева.
[76]

Но тогда ожесточились нападки со стороны швейцарцев. Тем временем число студентов значительно возросло, в аудиториях и лабораториях не хватало мест: чувствуя себя ущемлёнными швейцарские студенты требуют более строгих условий принятия в университет иностранцев. В этот раз их требования принялись всерьёз. В 1904 году состоялось собрание всех университетов Швейцарии, на котором условия принятия были унифицированы: с тех требовался паспорт, который должен был быть пригодным также для учёбы в России. Но несмотря на новые правила, число студентов и студенток росло. Увеличение в два раза стоимости университетских взносов в 1908 году не отразилось на их количестве. При этом надо сказать, что швейцарская интеллигенция симпатизировала русским и хотела помочь им «бежать» от царского режима, следовательно новые, более строгие условия приёма не соблюдались с должной строгостью.

По сравнению с первой волной, тип женщин-студенток изменился. Первые должны были бороться за всё, для вторых условия были гораздо легче. Таким образом студентки могли сохранять «нормальный», женственный внешний вид.

Абсолютный максимум количества русских студентов в Швейцарии был достигнут в 1906/1907 годах: 36% всех студентов в Швейцарии были русскими, (из общего количества 6444 человек — 2322 человек русских, из которых 1507 женщин и 815мужчин).

После 1912 года количество русских студенток падает по причине улучшения возможностей высшего образования для женщин в России. Затем первая мировая война повлечёт за собой сокращение числа иностранных студентов.

Взаимоотношения русских и швейцарцев

Швейцарское население выражало протест своим поведением. Их раздражал уклад жизни русских, или, скорее отсутствие всякого уклада, порядка в их жизни, шум и беспокойство в ночи.

С другой стороны, преподаватели оказывались очень услужливыми и устраивали факультативные курсы для отстающих. В отличие от первого периода, студенты-швейцарцы хорошо относились к русским студенткам. Они вели себя предупредительно, открывали перед ними двери, старались выражаться как можно яснее. Но насмешек всё же не убавилось.

А со своей стороны, русские девушки не скрывали своё скептическое мнение о швейцарцах, которые, мол, искали прежде всего богатую невесту и почти не интересовались общественными и социальными вопросами.

Общественное положение русских студенток, их жизнь


[77]

Два факта остаются неизменными со времён первой волны: крайняя бедность большинства студенток и замкнутость их круга. Результатом этого было плохое питание, слабое здоровье. Среди этих студенток имела место высокая смертность (из числа 200 девушек, сдавших экзамен на степень доктора между 1908 и 1913 годами, 53 умерли в 1916 году).

Их политическая позиция

На рубеже двух веков Швейцария, а особенно Берн и Женева были центрами революционных сил всей Европы. Студенты были под влиянием авторитета Ленина, Троцкого, Плеханова. Жалкие, нервные, голодные студенты были лёгкой наживой для политических агитаторов. Только немногие воздерживались от политики и полностью отдавали себя учёбе.

Цифры

Приведённые ниже цифры касаются только зачисленных студенток и не относятся к вольнослушателям. Среди вольнослушателей, насчитывавших иногда до четверти всех студентов университета, количество женщин было намного больше количества мужчин (до 50%).

Доля русских студенток и иностранок в соотношении со швейцарскими студентками:

Годы

Русские студентки

Иностранные студентки

% русских в числе иностранцев

1882–1901

62%

88%

70%

1901–1907

78%

90%

81%

1907–1913

58%

79%

74%

1882–1913

66%

86%

75%

В заключении хочется подчеркнуть, что русские студентки в России и в Швейцарии сыграли решающую роль в историческом процессе страны, и не только своим участием в революционных кругах, где не они были лидерами. Они успешно совершили введение женщины в сферу профессиональной жизни в России и положили основу традиции академических профессий женщин. В 1900 женщины-врачи наконец получили право открывать свои собственные кабинеты и имели большое количество пациентов.

Помимо этого, своим присутствием, своей жаждой знаний, своей настойчивости, они способствовали развитию высшего образования женщин в западной Европе.
[78]

В 1913 году обучение женщин в университетах было наконец разрешено (с большими или меньшими трудностями) в соседних со Швейцарией странах.

Добавить комментарий